Во всемирный день защиты прав потребителей свои советы владельцам депозитов дает адвокат Ростислав Кравец.
Казалось бы, нет ничего надежней, чем разместить вклад в банке и получать по нему проценты. Тем более, что и Фонд гарантирования вкладов физических лиц полностью исполняет взятые на себя обязательства в размерах, предусмотренных законодательством. Однако, как это часто бывает в Украине, есть нюансы.
На некоторые из них хотелось бы обратить внимание клиентов украинских финансовых учреждений. Как показала практика, как мелкие, так и крупные вкладчики не застрахованы от рисков невозврата депозита, а также неисполнения финансовыми учреждениями взятых на себя обязательств.
Во-первых, стоит обратить внимание на полномочия должностных лиц финучреждений на подписание договоров банковского вклада. Это же касается и украинских страховых компаний, к слову. Бывали случаи, когда руководитель филиала, отделения либо всего финучреждения не имели права заключать депозитные договора. Вспоминают об этом, когда нужно возвращать депозит либо выплачивать страховую премию.
Во-вторых, при заключении либо перезаключении депозитных договоров для гарантирования вклада физлица Фондом нельзя соглашаться на подписание депозитного договора с подтверждением депозитным сертификатом на предъявителя, а также на какие-то индивидуальные условия с повышенной процентной ставкой. Именно так с молчаливого бездействия НБУ, на то время руководимого Сергеем Арбузовым, сотни вкладчиков банка Таврика лишились своих депозитов и гарантий по ним.
В третьих, при заключении договора стоит внимательно прочитать сам депозитный договор и обратить внимание на квитанцию, подтверждающую внесение средств, и непосредственно назначение платежа в ней. Именно наличие этих двух документов дает возможность утверждать о внесении депозитных средств в финучреждение. К сожалению, довольно часто встречаются случаи кражи средств сотрудниками финучрежедений с дальнейшим отказом самих банков отвечать за пропажу средств.
В случае кражи средств сотрудником банка ответственность перед клиентом несет именно банк, а не сотрудник, совершивший преступление
Нельзя сказать, что подобные случаи распространены, но и редкостью их тоже не назовешь. В большинстве случаев вкладчикам приходится доходить до судов высших инстанций. Кражи депозитов и последующие разбирательства в судах относительно их возмещения были с Укрсоцбанком, Райффайзен Банком Аваль, ПриватБанком, банками Хрещатик и Имэксбанк.
В нашей практике добровольное возмещение украденных со счета средств было только в одном из киевских отделений Сведбанка, когда сотрудница финучреждения незаконно сняла средства с ряда счетов частных предпринимателей. Банк, проведя внутреннее расследование, в течение месяца сам вернул средства, а сотрудница была осуждена.
В четвертых, не стоит соглашаться на возврат вклада на отдельный расчетный или карточный счет, открываемый финучрежедением в виде бонуса. Возврат должен происходить только через кассу банка. Это убережет вкладчика от потерь при обналичивании средств со счета и дополнительных комиссий банка, а также не даст банку возможность задержать выдачу вклада.
Чтобы застраховаться от неприятностей, я бы рекомендовал перед размещением вклада потребовать копию документов, подтверждающих полномочия сотрудника, подписывающего депозитные договора, внимательно ознакомиться с самим договором и проконтролировать назначение платежа. Также необходимо получить от банка письменное подтверждение того, что договор заключен и деньги на счет внесены.
Стоит отметить, что в соответствии с ч.1 ст.1172 Гражданского кодекса Украины в случае кражи средств сотрудником банка ответственность перед клиентом несет именно банк, а не сотрудник, совершивший преступление.
Ростислав Кравец,
адвокат, старший партнер АК Кравец и партнеры
Для ЛIГАБiзнесIнформ