Бывший руководитель — о рисках трансформации Аграрного фонда в публичное акционерное общество.
Аграрный фонд хотят реорганизовать в публичное акционерное общество (ПАО). С соответствующей инициативой к правительству в ближайшее время намерено обратиться Министерство агарной политики и продовольствия Украины. Об этом сообщил генеральный директор Аграрного фонда Игорь Якубович. Он уточнил, что уже подготовлен проект постановления Кабинета Министров. По его словам, предполагается, что эта структура будет создана до конца 2013 года, и в первое время будет существовать параллельно с Аграрным фондом, который является государственной бюджетной организацией. Создание нового ПАО, по мнению Якубовича, позволит государству реализовать совместно с частными инвесторами инвестиционные проекты в аграрном секторе в части обновления парка железнодорожных вагонов, расширения элеваторных мощностей, модернизации системы орошения. Якубович также отметил, что предполагается выпуск новым ПАО акций на сумму 5 миллиардов гривен, которые впоследствии будут обменяны на облигации внутреннего государственного займа.
Напомним, что Аграрный фонд создан постановлением правительства №543 от 6 июля 2005 года. Он уполномочен государством реализовывать ценовую политику в агропромышленном секторе, и относится к сфере управления Министерства аграрной политики и продовольствия. Чем обернется создание подобной структуры для аграрного рынка в целом и как повлияет на сохранность продовольственных запасов страны? Об этом «День» спросил бывшего первого заместителя генерального директора Аграрного фонда, адвоката, старшего партнера адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислава КРАВЦА:
— Аграрный фонд является государственным бюджетным, специализированным учреждением. И, соответственно, он получает финансирование из госбюджета, за счет которого и осуществляет товарные или финансовые интервенции на рынок. На мой взгляд, преобразовывать Аграрный фонд в ПАО нецелесообразно. Если это сделать, то, скорее всего, на начальном этапе 100% акций будет принадлежать государству, а потом его доля уменьшится. Создание ПАО даст возможность приватизации Аграрного фонда, и возникает риск, что государственный продовольственный резерв перейдет в частные руки. Руководить продбезопасностью Украины будет непонятно кто.
С юридической точки зрения, реформирование фонда могут провести как путем создания новой компании, так и путем реорганизации действующей структуры. В процессе трансформации Аграрного фонда в ПАО необходимо будет принимать закон. Закон нужен исключительно для того, чтобы в будущем урегулировать вопрос с госзакупками, ведь мы знаем, что Аграрный фонд исключен из-под действия закона о тендерных закупках. Дальнейшую работу (в случае создания ПАО) по закупке продукции для проведения госинтервенций на внутренний рынок, на мой взгляд, нужно проводить только через Аграрную биржу. Это поможет исключать различные коррупционные схемы и вопросы с занижением или завышением стоимости товаров.
Кроме того, на мой взгляд, у Аграрного фонда нужно забрать право проводить форвардные закупки. Почему? Раньше действовала схема залоговых закупок, когда фермер привозил в конце сезона свое зерно на элеватор Аграрного фонда, складывал его и получал деньги за зерно по минимальной закупочной цене и плюс кредит под 2% годовых, а весной он возвращал эти деньги и обратно получал свое зерно. Денежных невозвратов не было вообще. Когда же ввели форвардные закупки (это когда Аграрный фонд дает наперед кому-то без залога деньги под будущий урожай), то за первый год государство потеряло порядка 400 миллионов гривен. Поэтому, на мой взгляд, форвардные закупки вообще не применимы на украинском рынке.
Наталия БИЛОУСОВА, «День»