В чем суть предлагаемых Евросоюзом реформ “авторского права” в Интернете и их последствия для Украины.
Недавно представители Совета ЕС, Еврокомиссии и Европарламента согласовали новый проект реформы авторского права на территории Европейского Союза. Реформа касается в первую очередь соблюдения авторских прав в интернете. В частности, при распространении материалов на ресурсах-гигантах (YouTube, Google) и в соцсетях. Сейчас этот проект еще требует согласования представителями каждой страны-члена ЕС и утверждения Европарламентом, но важные шаги для его реализации уже сделаны. И Украине, зажатой между российским и европейским интернет-сегментами, необходимо готовиться к последствиям этой реформы.
Реформа “авторского права” в ЕС: основные идеи
Если коротко, то руководство Евросоюза предлагает защищать авторским правом не только сам контент – статьи, фото и видео, размещенные на различных интернет-ресурсах, но и даже распространение ссылок на него в соцсетях или так называемых “агрегаторах”. Также авторы реформы хотят обязать крупные ресурсы, например, YouTube, платить авторам за размещение на их платформах своего контента.
Контроль за соблюдением авторских прав возлагается на сами интернет-ресурсы. То есть, когда пользователь захочет репостнуть себе на страницу в соцсети, например, статью с какого-то новостного сайта, то, прежде чем ссылки с его комментарием будут опубликованы, модератор соцсети должен будет проверить сообщение на соблюдение законов об “авторском праве”. Автоматическую проверку какими-то программами или алгоритмами реформа не позволяет, ведь это откроет возможности для хакерских и бот-атак.
Основные критики проекта реформы авторского права в ЕС подчеркивают, что такие предложения будут ограничивать возможность пользователей принимать активное участие в формировании контента и распространении информации в Интернете на пользу медиа-конгломератов. Фильтрование всего загружаемого материала, “налог на ссылку” – требование оплачивать даже малейшее копирование распространяемого материала – и очень узкий доступ к большим массивам данных резко ограничат “малых игроков” и простых пользователей как в общении и распространении информации, так и в анализе цифровых данных. Также не понятно, за счет чего интернет-гиганты будут компенсировать дополнительные расходы на содержание армий модераторов, которые будут проверять каждую ссылку. YouTube недавно, например, в ответ выдвигал идею создания платной подписки на популярные каналы. Если в Евросоюзе все же обяжут интернет-платформы платить за каждую ссылку гонорары, то вполне вероятно, что огромное количество ресурсов станут платными, а следовательно, менее доступными.
Жесткий интернет-контроль – соблазн для российских цензоров и ботов?
Дискуссии о проблемах защиты “авторских прав” в Интернете ведутся в Европейском Союзе уже довольно долго. Вопрос свободы распространения информации вышел за рамки юридических и технических нюансов, и даже стал основой новой политической идеологии. Так, в большинстве стран Европы действуют и имеют представительство в Европейском парламенте так называемые “партии пиратов – принципиальные противники политики жесткого усиления “авторских прав”, отстаивающие максимальную свободу распространения информации в Интернете.
Нынешняя реформа – уже вторая редакция, первый вариант был отклонен Европейским парламентом летом 2018 года. Но и самую свежую редакцию представители пиратской партии Европарламента остро критикуют, отмечая, что основные проблемы, которые и не дали реализовать реформу в 2018-м, не были решены, а проект отделался чисто “косметическими правками”. Нынешняя редакция предлагаемого закона действительно делает исключения для “малых ресурсов” и Википедии. Но ответа на вопрос, кто и как будет определять, какой ресурс мал, и не должен платить, а какой – большой, а потому должен раскошелиться, нет.
Кроме того, требование обязательной проверки распространяемых материалов “живыми” модераторами открывает огромные возможности для цензуры и притеснений. Украинцы уже сталкивались с тем, как российские модераторы Facebook блокировали и удаляли украинские посты, а YouTube по запросу Роскомнадзора требовал удалить журналистское видео задержания крымскотатарских активистов, о чем недавно писал Укринформ. Если общее число модераторов в связи с введением новых правил будет только расти, то противодействовать цензуре, умолчанию и откровенно антиукраинским действиям со стороны тех же российских модераторов будет все труднее.
Есть ли будущее у украинской “интернет-вольницы”
Главные вопросы, возникающие к европейским “авторским” нововведениям – как это повлияет на Украину. “С одной стороны, права авторов на их интеллектуальный труд должны быть, конечно, защищены. Но, с другой стороны, закрывая доступ к информации, разработкам, статьям, общество, образно говоря, “пилит сук, на котором сидит”. Введение штрафов, преград и ограничений для обмена информацией, в современном информационном мире совершенно неуместно. Потому что интернет-сайты и ресурсы сегодня становятся основным источником информации для общества. Государства должны определенным образом компенсировать расходы авторам, но отнюдь не ограничивать обращение информации”, – комментирует Ростислав Кравец, старший партнер Адвокатской компании «Кравец и партнеры».
Ростислав Кравец
Казалось бы, изменения европейских законов о публикации материалов в интернете мало касаются Украины, известной своим “свободомысленным” отношением к регулированию интернет-жизни. Впрочем, стоит понимать, что украинский сегмент интернет-пространства не слишком велик, и вполне вероятно, что в ближайшем будущем он будет зажат между двумя другими – суперзарегулированным европейским и токсичным российским с разгулом пропаганды, фейков и сплошной цензурой Роскомнадзора. Но учитывая евроинтеграционный курс Украины, мы не можем игнорировать общепринятые европейские законодательные нормы в сфере интернет-коммуникации. Ростислав Кравец отмечает: “Конечно, в связи со взятыми на себя обязательствами и теми документами, которые подписывают Украина и ЕС, Украина должна будет вводить европейские нормы и интегрировать собственное законодательство с европейским. Однако Украина также имеет право определенным образом отходить от директив Европарламента или Евросоюза, если она с ними не согласна. Поэтому безусловных оснований вводить аналогичные европейским штрафы и санкции в сфере авторского права, нет”.
В любом случае, законы и реалии интернет-сферы не стоят на месте. Независимо от того, в полной мере будет воплощен нынешний проект реформы авторского права в Европейском Союзе, курс европейцев на “закручивание информационных гаек” становится все очевиднее. Именно поэтому для Украины очень важно иметь собственную четкую стратегию в вопросах регулирования информации в Интернете, чтобы избежать конфликта с нашими партнерами и сохранить свободу творчества и распространения информации для наших сограждан.
Вячеслав Масный. Укринформ