В эфире одной из новостных программ Украины вице-премьер-министр Владимир Гройсман сообщил о намерении провести земельную реформу, направленную на снижения уровня коррумпированности процесса продажи земли. Эксперты отметили позитивные и негативные стороны будущей реформы, об этом информируют корреспонденты раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на издание «ЛИГАБизнесИнформ».
Ключевыми положениями реформы, запланированной чиновником, является введение возможности покупки земельных участков только в процессе аукциона и открытость земельного кадастра. Вторая мера позволит каждому желающему видеть реального владельца того или иного участка земли. По убеждению Гройсмана, реализация двух указанных мер позволит значительно снизить возможность реализации коррупционных схем в процессе продажи участков.
Стоит напомнить о том, что в минувшем месяце Государственное агентство земельных ресурсов сменило структуру, в которой состоит, и перешло в подчинение Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства, возглавляемого Гройсманом.
Примечательным моментом в реформаторских планах чиновника является то, что одно из положений конфликтует с нормами введенного в действие ранее законодательства. Открытие данных земельного кадастра можно воспринимать как противоречие Закону «О защите персональных данных». Эксперты прокомментировали предполагаемые нововведения.
Сергей Крымчак, депутат Киевского горсовета.
Идею открытия земельного кадастра Крымчак поддерживает. Если говорить об открытии ведомостей, касающихся юридических лиц, то эта мера не должна вызвать никакого сопротивления. Однако физические лица, вполне вероятно, могут негативно отнестись к нововведению. Нельзя исключать возможного оказания давления на владельцев некоторых земельных участков. «Именно поэтому, – отметил депутат, – целесообразно открывать не все личные данные, можно ограничиться лишь сведениями о самом участке».
Позитивно оценивает Крымчак и намерение продавать землю через аукцион. Однако обращает внимание на длительность самой процедуры проведения торгов. По утверждению депутата, путь от намерения купить землю до непосредственной покупки занимает не менее года. В результате необходимость пройти «через все круги бюрократического ада» может отбить всякое желание участвовать в аукционе.
Сложность и длительность процедуры участия в аукционе, по утверждению Крымчака, заставляет прибегнуть к альтернативному варианту – покупке участка на вторичном рынке. Подчеркнул депутат и то, что не представляет особой выгоды и цена, которая устанавливается на участки экспертами. Поэтому и не каждому человеку, желающему приобрести землю, под силу принимать участие в открытых торгах.
В качестве альтернативного варианта Крымчак предлагает ввести возможность продавать и права аренды на земельные участки в рамках открытого аукциона. Торги, на которых выставляется большая ставка аренды, представляют собой вариант более выгодный, чем аукцион, на который выставлена мимолетная продажа.
Ростислав Кравец, старший партнер в юридической компании «Кравец и Партнеры».
С иной точки зрения оценивает юрист возможность открытия данных о владельцах земельных участках в кадастре. Нарушений принятых ранее законов или противоречий с ними в этой мере Кравец не видит, но обращает внимание на позитивные стороны нововведения:
– мощный удар по коррупции – трудно будет найти применение украденным деньгам, поскольку информация о покупке земли сразу же станет достоянием общественности;
– упрощение процедуры реализации земельных участков через возможность сразу же установить непосредственного владельца интересующего участка;
– увеличение поступлений в бюджет от реализации участков за счет ликвидации нелегальных и полулегальных схем продажи и установки реальных цен на землю.
Акцентировал внимание юрист на успешном функционировании принципа открытого доступа к сведениям о владельцах участков во множестве развитых стран мира. Нельзя, по его утверждению, исключать возможной необходимости приведения в соответствие с законом. «Однако существенного вреда персональным данным, – подчеркнул Кравец, – от реализации этой меры ожидать не стоит».
По убеждению правоведа, не стоит ожидать после введения нормы об открытой информации и давления на владельцев участков. Он подчеркнул, что сейчас нормы нестабильных 1990 годов уже не актуальны. Любое давление, которое оказывается на владельцев какого-либо имущества, является сферой деятельности правоохранительных органов, которые научились успешно бороться с такими явлениями в обществе.
Наталья Доценко-Белоус, старший юрист, советник в юридической фирме «Василь Кисиль и Партнеры».
Необходимость согласования положения реформы Гройсмана с Законом «О защите персональных данных», по убеждению юриста, очевидна. «В любом случае, – подчеркнула Доценко-Белоус, – раскрытие информации будет ограничено в силу действия закона».
Если говорить об опыте реализации подобной меры в мире, можно отметить, что практика европейских стран практически не содержит подобных прецедентов. В качестве примера успешной реализации принципа открытой информации в земельном кадастре можно привести Грузию.
Однако необходимым условием введения открытой информации в земельном кадастре, по утверждению юриста, является максимально высокий уровень цивилизованности общества. «В этом контексте, – подчеркнула Доценко-Белоус, – говорить о введении подобной меры в Украине пока преждевременно».