В Конституцию хотят внести изменения для расширения сфер ответственности НБУ.
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5303 о внесении изменений в статью 99 Конституции Украины касательно усовершенствования функций Национального банка Украины для обеспечения экономического роста страны. Документ сопровождается списком из 174 депутатов, которые поддерживают предложенные изменения. Такая активность обусловлена тем, что согласно существующему регламенту для регистрации в Верховной Раде законопроекта об изменениях в Конституции необходима как минимум треть голосов от 450 парламентариев.
Народные депутаты взялись править Конституцию. Сразу 174 народных избранника поставили свою подпись под законопроектом о внесении изменений в 99 статью основного закона Украины, где речь идет об основной функции Национального банка.
Согласно действующей редакции Конституции основной функцией банковского регулятора является обеспечение стабильности денежной единицы. В свою очередь депутаты хотят изменить эту норму, указав, что основной функцией НБУ в Конституции должны быть разработка и проведение денежно-кредитной политики, направленной на реализацию потенциала долгосрочного экономического роста страны, обеспечение ценовой и курсовой стабильности денежной единицы, умеренного уровня долгосрочных процентных ставок и содействие максимальной занятости населения.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что у регулятора сейчас недостаточно функциональных обязанностей с учетом всех рычагов его влияния (валютный курс, ценовая стабильность, надежность депозитов и стоимость кредитов) на уровень жизни населения и условия ведения бизнеса. Разработчики документа, среди которых представители практически всех фракций и групп кроме “Батькивщины”, опираются на зарубежный опыт, отмечая, что в мире существуют более комплексные модели функционирования центральных банков, в частности, когда регулятор является проводником монетарной политики, стратегическими целями которой является социально-экономическое развитие страны.
В пример нардепы ставят Федеральную резервную систему США, Резервный банк Австралии, Нацбанк Чехии и Центробанк Малайзии. Последствием принятия озвученного документа, по их убеждению, должно стать повышение уровня ответственности, стабильности и результативности работы Нацбанка, а также улучшение его взаимодействия с правительством.
Отечественные аналитики по-разному восприняли инициативу депутатов. Часть из них поддерживает предлагаемые изменения. При этом, действительно, от центральных банков разных стран обычно не требуют обеспечить исключительно стабильность национальной валюты.
Например, Федеральная резервная система США и Европейский центральный банк занимаются инфляционным таргетированием, долгосрочными процентными ставками и ростом занятости населения. В то же время Центральный банк России согласно конституции РФ отвечает в первую очередь за защиту и обеспечение устойчивости рубля.
“Предложенные изменения действительно актуальны, поскольку НБУ давно заявляет о необходимости переписать Конституцию и снять с Нацбанка ответственность за стабильность гривны (в законопроекте стабильность нацвалюты – лишь одно из заданий НБУ)”, – говорит аналитик ИК Adamant Capital Инна Звягинцева.
При этом эксперты считают, что изменения не повлекут за собой усиление ответственности НБУ. Новая формулировка функций регулятора, по мнению главы аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрия Чурина, просто является более грамотной с экономической точки зрения, так как понятие “стабильность денежной единицы” слишком условное и не отвечает современным реалиям. “В своей стратегии НБУ часто подчеркивает переход к инфляционному таргетированию, что в свою очередь будет определять процентные ставки в стране на прогнозируемые периоды. Для государства в целом понятие полной занятости населения является путем к максимизации ВВП. Регулятор банковского сектора в лице НБУ должен следить за кредитной активностью для создания новых рабочих мест”, – поясняет Чурин.
К примеру, в США так называемая “ультра мягкая монетарная политика центробанка” с установкой низких процентных ставок способствовала снижению безработицы с 10% в кризисном 2009 году до 5% на сегодняшний день. Сейчас в США снова планируют повышать процентные ставки для того, что избежать “перегрева” экономики.
В то же время глава аналитического отдела ИК “Конкорд Капитал” Александр Паращий считает формулировку функциональных обязанностей НБУ в предложенной депутатами редакции очень размытой. По мнению эксперта, оценить, к примеру, реализацию потенциала долгосрочного экономического роста будет очень сложно.
“На мой взгляд это предложение – исключительный популизм и декларация, которая никоим образом не увеличит ответственность ни НБУ, ни его руководства. Это откровенный непрофессионализм”, – соглашается с критикой депутатских инициатив и старший партнер АК “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
Как бы там ни было, до теоретического внесения этих изменений в Конституцию еще очень далеко. Согласно существующему регламенту после регистрации законопроекта о внесении изменений в основной закон и во время рассмотрения в Верховной Раде в него еще могут вноситься предложения и поправки.Также дополнительно профильные парламентские комитеты должны будут предоставить свои заключения по проекту изменений. После этого ВР должна принять решение о включении законопроекта о внесении изменений в Конституцию в повестку дня своей сессии. “Позже Верховная Рада Украины принимает решение о направлении закона Украины о внесении изменений в Конституцию в Конституционный Суд (КС) для предоставления заключения о соответствии законопроекта статьям 157 и 158 Конституции. КС делает заключение по законопроекту, и если его вывод не положительный, то изменения не рассматриваются, документ фактически умирает”, – поясняет партнер АО “Бауман Кондратюк” Юрий Бауман.
Если же депутатам повезет, и документ пройдет этап рассмотрения в Конституционном суде, то законопроект будет вновь рассматриваться в Верховной Раде. При этом он будет считаться принятым, только если за него проголосует не менее двух третей (300 голосов) от всех 450 парламентариев. Если же изменения в Конституцию все-таки примут, то они вступят в силу с момента их публикации или в срок, определенный непосредственно самими изменениями.
Следует также отметить, что в случае принятия Верховной Радой изменений в Конституцию закон об изменениях не может быть ветирован президентом.
Однако и это еще не все: параллельно с продвижением озвученной поправки в Конституцию депутатам необходимо будет внести и изменения в 6 ст. закона о Национальном банке Украины. Именно в ней говорится о том, что ценовая стабильность — первоочередная цель Нацбанка, а все остальное может иметь место, только если не мешает достижению этой цели.
Марк Поллок, АПОСТРОФ