«Деньги» выяснили, что делать юрлицу, если банк замораживает счета и не проводит платежи.
Компания «Спектрамедия» стала клиентом банка «Даниэль» в 2006 году. Поначалу в банке был открыт расчетный, а затем и депозитный счет компании. «Все было хорошо. Но в ноябре 2012 года начались проблемы с банком: задержки платежей, крупные суммы просили разбивать на более мелкие», – рассказывает директор ООО «Спектрамедия» Анна Прозоровская.
Зимой 2012–2013 банк еще проводил небольшие суммы, в основном, мелкие платежи до 5 тыс. грн. Но, по словам Анны Прозоровской, последние три месяца никакие платежи не проходят. «Причем, если принести платежки в кассу, на них ставят штамп банка «проведено», но деньги со счета не списывают», – сетует г-жа Прозоровская.
В самом банке «Даниэль» отрицают, что были заблокированы платежи контрагентам в другие банки. «Банк не блокировал счет клиенту, так как это запрещено украинским законодательством», – объяснили «Деньгам» в пресс-службе «Даниэля». На вопрос о том, по каким причинам не проводились никакие платежи компании, в финучреждении не ответили сообщает журнал Деньги.
Обратились в суд
Чтобы разобраться, как вести себя в подобной ситуации, «Деньги» обратились в Нацбанк. Единственное, что посоветовали в пресс-службе НБУ, – искать помощь в суде. «Согласно ст. 55 Конституции Украины на это имеют право не только юридические, но и физические лица, которые считают, что банк нарушил их законные права и интересы», – напомнили нам в пресс-службе НБУ.
Но перед походом в суды компании следует детально изучить условия своих договоров с банком. Затем оформить мотивированное письмо со ссылками на соответствующие положения договора с требованием к банку выполнить свои договорные обязательства (совершать платежи, не нарушать сроки и т. д.). «Так компания письменно зафиксирует отказ банка от выполнения своих обязательств, – объяснил «Деньгам» адвокат, директор компании Investment Service Ukraine Иван Герасименко. – Если банк ответит, что он их выполняет – клиент сможет доказать свою правоту тем, что письма банка не соответствуют его реальным действиям, предоставив соответствующие выписки с банковского счета. Именно письменные доказательства можно использовать при обращении в НБУ или суд».
Но вовсе не секрет, что обращение в суд может и не повлиять на действия банка. Тем не менее, это предотвратит негативные последствия для компании, если ее контрагенты обратятся в суд по обязательствам, которые не выполняются компанией из-за бездействия банка. «Тогда производство по делу может быть остановлено до завершения судебного процесса по иску компании к банку», – подсказывает Иван Герасименко.
Перед подачей иска стоит выяснить, что именно можно потребовать в суде, сославшись на договор. «Если в договоре не предусмотрена отсрочка в проведении платежа, то плательщик имеет право (в случае нарушения банком выполнения поручения клиента на перевод) взыскать с банка пеню в размере 0,1% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки. Но не более 10% суммы перевода, если другой размер пени не обусловлен договором между ними», – говорит адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. Также клиент банка имеет полное право на взыскание убытков с банка, которые возникли после несвоевременного перечисления средств, в том числе налоговых обязательств. А расчеты с бюджетом – это вообще отдельный разговор.
Разбираемся с налоговой
Если из-за задержки платежей у компании возникает задолженность перед бюджетом, то, как объяснили нам юристы, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за несвоевременное внесение налогов, сборов и других платежей. Для этого достаточно предоставить налоговому органу платежное поручение с отметкой банка о перечислениях таких денежных средств в бюджет.
«Согласно п. 129.6 НКУ, за нарушение сроков зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды (установленные Законом Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине») по вине банка, такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты и штрафные санкции, установленные ст.126 НКУ (при задержке до 30 календарных дней включительно, следующие за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства – 10% погашенной суммы налогового дохода, при задержке больше 30 дней – 20%. – Авт.)», – объяснил управляющий партнер юрфирмы «Мисечко и Партнеры» Владимир Мисечко.
Что делать, если банк не проводит платежи
Шаг 1
Предоставляем налоговому органу платежное поручение с отметкой банка о перечислении налоговых платежей в бюджет.
Шаг 2
Детально изучаем условия договора с банком.
Шаг 3
Оформляем мотивированное письмо с требованиями к банку выполнить свои договорные обязательства.
Шаг 4
Обращаемся с жалобами в Нацбанк.
Обращение одного субъекта не станет основанием для внеплановой проверки банка. Но если таких обращений будет много, и они будут преданы огласке, то Нацбанк будет вынужден ее провести для устранения нарушений законодательства.
Шаг 5
С собранными документами и доказательствами подается иск в суд.
Елена Куцая, Деньги