На закрытом заседании Конституционного суда принято революционное решение. Оно отменяет наказание за недостоверное декларирование и незаконное обогащение, а также лишает Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК) ряда полномочий. В качестве последствий уже называют паузу в процессе назначения мэров и местных депутатов, избранных на местных выборах. А также приостановку безвиза с ЕС. Вечером в четверг президент созвал экстренное заседание Совбеза по этому поводу. “Вести” разобрались в том, чем было продиктовано решение КСУ и какие последствия оно несет для украинцев.
Что конкретно отменил суд
В резолютивной части решения судьи указали, что признали неконституционными такие положения Закона “О предотвращении коррупции”:
- Об открытом доступе к декларациям лиц, уполномоченных выполнять функции государства или местного самоуправления. То есть теперь никто, кроме сотрудников НАПК, не может получить доступ к декларациям.
- Все положения о контроле за декларациями, их проверке, мониторинге образа жизни декларантов и требования о подаче сообщений об изменении имущественного положения. То есть теперь никаких проверок деклараций не будет, более того, отменены полномочия НАПК по контролю, что нивелирует проверки и решения по их результатам.
- Положения об ответственности за коррупционные правонарушения. То есть под сомнением привлечение любых чиновников к любой ответственности за любые нарушения.
- Положение о внесении предписаний, направлении протоколов об админнарушениях и выводах о коррупционных правонарушениях. НАПК, по сути, не сможет инициировать даже дисциплинарную ответственность чиновников.
- Положение об обязанности кого-либо предоставлять НАПК запрашиваемую информацию. Раз у НАПК нет полномочий, то его лишают и контрольной функции.
- Положение о порядке и особенностях урегулирования конфликта интересов в деятельности президента, депутатов, членов правительства и т. п. То есть устраняется само понятие конфликта интересов в работе высших и среднего уровня чиновников.
Краткое изложение всех 22 страничек решения судей дал министр юстиции Денис Малюська в своем Facebook. “КСУ указал, что влияние НАПК (как органа исполнительной власти) на суды (как органы судебной власти) является неконституционным. Поэтому суд отменил все ключевые антикоррупционные полномочия НАПК (причем относительно всех чиновников, не только судей). Также КСУ указал, что уголовная ответственность за декларирование недостоверных сведений является чрезмерной. И такую ответственность также отменил“, — написал Малюська, уточнив, что суд не отменял ни само электронное декларирование, ни уголовную ответственность за незаконное обогащение (и сам реестр продолжит действовать, но доступ граждан к нему прекращен).
“Исправляют дисбаланс”
Представление в КСУ подавали 47 нардепов от двух фракций — ОПЗЖ и “За майбутнє”. Позиция депутатов такова: неконституционны положения, в которых говорится об “уголовке” за незаконное обогащение (ведь это нарушает принцип презумпции невиновности).
“Кроме того, расширен круг людей для проверки деклараций, включая детей до 16 лет, — это нарушение Конституции в части вмешательства в частную жизнь“, — говорит “Вестям” один из инициаторов представления, экс-судья КСУ, нынче нардеп от ОПЗЖ Василий Нимченко.
Однако эти несоответствия — верхушка айсберга. “На самом деле КСУ своим решением пытается устранить дисбаланс между тремя ветвями власти. Исполнительная ветвь в лице НАПК пытается влиять на принятие решений судами, в последние 2–3 недели это явно видно: глава НАПК встречался с руководителем Совета судей, чтобы совместно наработать проекты по контролю за конфликтом интересов у судей, кроме того, он обвинял судей КСУ в конфликте интересов в связи с тем, что на них хотят составить админпротоколы, — говорит “Вестям” управляющий партнер адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец. — Вот судебная ветвь и ответила: судей нагибали-нагибали и донагибались“.
Чрезмерность уголовной ответственности за коррупционные действия адвокат иллюстрирует примером: в его ведении находится дело судьи, обвиняемого в недекларировании совместного проживания в квартире матери. “Это “чудовищное правонарушение”, уголовное дело. Его более восьми месяцев “вели” наружным наблюдением, причем делали это более 20 детективов (зарплата каждого — более 60 тыс. грн) сразу из трех регионов — Киева, Харькова и Львова. Ну и в чем общественная опасность такого проступка?” — разводит руками Кравец.
В свою очередь, ряд депутатов от СН и “Голоса” заявили о конфликте интересов в КСУ. “Решение неадекватное, отменена статья УК, по которой подозревают также нескольких судей. Решение бьет не по власти, которая не контролирует КСУ, а по государству“, — сообщил нардеп от СН Дмитрий Гурин. “При этом власть уже девять месяцев не закрывает квоту Верховной Рады (два человека), которая существенно изменила бы позиционирование в КСУ, — напоминает нардеп от “Голоса”, бывший антикоррупционный активист Ярослав Юрчишин. — Блокирует традиционно ОП“.
“Угроза” безвизу
У решения КСУ может быть несколько более далекоидущих последствий. Во-первых, по мнению главы НАПК Александра Новикова, своим решением КСУ де-юре заблокировал назначение руководящих кадров органов власти, в т. ч. и тех, кто был избран на местных выборах.
“КСУ своим решением парализует работу органов местного самоуправления и всего государственного аппарата“, — отметил Новиков, добавив, что без спецпроверки деклараций никто не может быть назначен в органы власти. Однако, по словам Ростислава Кравца, этот аргумент — “удар в штангу”: вопрос проведения спецпроверок урегулирован ст. 56 Закона “О предотвращении коррупции”, которую не признали незаконной (и раз так, проверки проводить можно).
Во-вторых, те дела, которые вело НАБУ, будут закрыты. По состоянию на 27 октября в работе ведомства находилось 110 уголовных производств (в т. ч., по словам главы НАБУ Артема Сытника, дело Николая Мартыненко, также в перечне могут быть дела по экс-министру энергетики Игорю Насалику и мэру Одессы Геннадию Труханову). Из общего массива дел семь человек, в т. ч. три экс-нардепа, уже получили сообщение о подозрении, а 34 дела были направлены в суд.
В-третьих (и в главных), на решение КСУ может отреагировать Евросоюз. Заявление об этом сделал посол Украины при ЕС Николай Точицкий, написав письмо в адрес вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной.
“Как пока что неофициально утверждают наши контакты, решение КСУ… является достаточным основанием для начала запуска Европейской комиссией механизма временной приостановки действия безвизового режима“, — говорится в письме.
Однако речь пока лишь о неформальных посылах. Их, кстати, принялись радостно “разгонять” сторонники Петра Порошенко. “Безвизу с ЕС быть! Есть силы внутри страны, заинтересованные в том, чтобы остановить евроатлантическую интеграцию Украины и в то же время лишить украинцев безвиза. Уверяю, им это не удастся“, — отметила в специальном заявлении вице-премьер Ольга Стефанишина. К тому же на днях Киев отменил ограничения зарплат членам набсоветов и топ-чиновникам (этого требовали международные партнеры), что высоко оценивают в Евросоюзе.
“Вести” обратились в представительство ЕС в Украине с запросом о возможности остановки либерализации визового режима либо других мер, направленных на стимулирование продолжения прежнего антикоррупционного курса, но к моменту сдачи номера в печать ответ еще не получили.
Накажут ли судей
Параллельно КСУ обратился с заявлением на имя президента, премьер-министра и спикера Рады, утверждая, что на отдельных судей и совокупно весь КСУ в течение нескольких месяцев оказывается давление со стороны органов власти, в частности, НАПК, НАБУ “и некоторых политиков”. Заявления отдельных народных депутатов, в т. ч. от СН, свидетельствуют об этом весьма недвусмысленно. “Кто, как не мы, можем привести в чувство КС или вообще предать его анафеме?” — задается вопросом нардеп от СН Елизавета Богуцкая в Facebook.
“Фактически (через КСУ) Коломойский вместе с ОПЗЖ идет ва-банк и пытается уничтожить независимые антикоррупционные институты в государстве“, — приходит к выводу нардеп от СН Егор Чернев. Те же посылы в заявлении главы Центра противодействия коррупции (главный “локомотив” антикоррупционной борьбы, существующий на гранты западных правительств и структур) Виталия Шабунина: мол, за КСУ стоят “Медведчук и Коломойский”.
“Их цель — зацементировать президента Украины, как второстепенную пешку, и показать всем, кто является настоящей властью в стране”. Каким должен был бы быть ответ президента? Перезагрузка Конституционного суда. Если президент этого не сделает, то перестанет быть игроком в принципе“.
Схожий посыл прозвучал вчера и из уст вице-спикера, “идеолога” партии СН Руслана Стефанчука: тот задался вопросом, “а нужен ли такой КСУ Украине?” и намекнул на его “реформирование”. Однако инструментов для того, чтобы перезагрузить КСУ, у президента нет: в Основном законе прописано, что уволить судью КСУ могут лишь сами судьи, если наберут две трети своих голосов.
“У президента нет полномочий, которые способствовали бы перезагрузке КСУ. Есть лишь законные основания для досрочного прекращения полномочий судей, и только они, — прокомментировал “Вестям” постпред президента в КСУ Федор Вениславский. — Впрочем, я не исключаю, что возможно давать уголовно-правовую оценку действиям и решениям судей КСУ, которые, во-первых, действовали в условиях конфликта интересов, и, во-вторых, допустили ряд процедурных нарушений“.
Постпред президента пояснил: судьи нарушили собственный регламент, раздав проект решения несвоевременно и изменив форму производства с устной на письменную (полномочий менять ее у судей нет). “Также они де-факто признали неконституционными не только те нормы, относительно которых было обращение депутатов, но и другие. А этих полномочий у них нет с 2017 года, — добавил Вениславский. — Наказать судей невозможно, гарантия их независимости стала их же неприкосновенностью. Единственное исключение — это когда у судей есть признаки уголовно наказуемых деяний. Не могу исключать, что таковые имели место. Но это вопрос юридической квалификации и оценки прокуратуры, ГБР, НАБУ“.
Что дальше?
На заседании СНБО президент обрушился с критикой на “лиц, подрывающих нацбезопасность” (не называя их прямо). “Хочу обратиться к нашим правоохранительным органам, чтобы они выяснили все детали, которые привели к этому решению КСУ“, – заявил Зеленский в начале заседания СНБО. И, по его словам, новые законопроекты будут поданы в парламент, как безотлагательные.
Глава Минюста Денис Малюська поясняет: группа юристов от Рады, Кабмина, ОП и экспертного сообщества быстро наработает проект закона, которым ограничат (или вовсе исключат) влияние НАПК на судей. “Скорее всего, судьи получат свой отдельный механизм контроля“, — отметил министр. “Я думаю, законопроект будет внесен даже сегодня (в четверг. — Авт.), над ним уже работают разные группы“, — подтвердил “Вестям” Федор Вениславский.