Спустя годы “реформ” коррупция в сервисных центрах МВД продолжает процветать и эволюционировать. Водительскими правами теперь открыто торгуют в интернете, обещая в течение 10 дней отправить почтой в любую точку страны, а сотрудники центров, как и прежде, ставят на учет “двойников” и обилечивают “горе-водителей”, лишившихся прав за пьяную езду.
“Все зависит от крыши”
Если раньше для получения прав ученику-двоечнику, кроме нескольких сотен долларов, нужно было иметь “правильные знакомства”, то сейчас водительские права продают просто в интернете. На просторах Сети на различных досках объявлений с легкостью можно найти десятки предложений от “решал”, которые за определенную плату обещают содействие в сдаче экзаменов и получении удостоверения.
Но особое внимание “Вестей” привлек специализированный сайт, который выдается первым в списке Google по запросу “купить права” c флажком “реклама”. Не долго думая, мы позвонили по указанному номеру. И ответ нас, мягко говоря, поразил. “Права с категорией B1 B обойдутся вам в 7300 грн. Если хотите добавить категории С и А, то это будет стоить 9100 грн, но больше категорий сразу мы открыть не можем“, — рассказал нам мужчина, который представился Андреем. По его словам, документ изготовят за 10 дней. “Сам процесс получения водительского удостоверения для вас на 100% легален: документы оформляются через автошколу, права будут внесены в базу. Мы работаем с сервисными центрами и никаких предоплат не берем. Права высылаем наложенным платежом через “Новую Почту”, где вы можете удостовериться, что документ подлинный и внесен в базу. Только потом вы оплачиваете. Если условия устраивают, вы мне на Viber фотографируете первую страницу паспорта, штамп с пропиской, ИНН, а также фото любого размера. Также нужна ваша подпись на чистом листе бумаги. Мы ее также перенесем на права“, — добавил Андрей.
Впрочем, как говорит “Вестям” источник в одном из сервисных центров Киева, предложение, мягко говоря, не типичное. “Как правило, если у человека нет автошколы, то такие заказы быстро не делаются. Мы, чтобы перестраховаться, делаем права за 2–3 месяца. Это время человек как бы проходит учебу в автошколе. Да и цена у нас меньше — 6 тыс. грн. Но сказать с уверенностью, что это невозможно, я не могу. Все зависит от их “крыши”, — сказал нам источник.
Видео исчезают
Показательно, что еще с прошлого года в Украине была введена видеофиксация практического экзамена на право управления автомобилем. Тогда, представляя новшество, замминистра Антон Геращенко заявил, что это один из предохранителей коррупции и, мол, подделать уже ничего невозможно.
Но на самом деле, как уверяет общественный активист из Чернигова Михаил Вернадский, это нововведение не работает. “В свое время я подавал запросы в сервисный центр МВД, чтобы мне предоставили видео теоретической и практической частей. Но они сказали, что хранят эти видео только один день. Тогда я написал им другое заявление с требованием ознакомиться с видео экзаменов этого же дня. Тогда мне говорили, что они его не сохранили, и заявили, что большинство учеников сейчас подают письменные или устные заявления о том, что они отказываются от видеофиксации практической части. То есть этих видео просто нет“, — говорит “Вестям” Вернадский.
В свою очередь, глава ГО “Развитие инфраструктуры” Станислав Гвоздиков сказал “Вестям”, что проблема коррупции при покупке прав кроется в отсутствии реестров. “Этот беспредел продолжается потому, что до сих пор нет четкого контроля за сервисными центрами, нет даже электронного реестра, нет, по сути, ничего“, — говорит “Вестям” Гвоздиков. По данным различных украинских общественных организаций, на сегодняшний день “покупается” более 80% водительских удостоверений.
Эволюция “бегунков”
Параллельно эволюционировали и так называемые бегунки — дельцы, которые за отдельную плату предлагают гражданам ускорить любой процесс в сервисном центре. Если “до реформы” они в любую погоду обитали на крыльце или в курилке МРЭО, то теперь обзавелись личными кабинетами внутри сервисных центров.
Как рассказал “Вестям” киевлянин Владимир П., еще до карантина он обратился в сервисный центр на улице Усенко в столице, чтобы переоформить два автомобиля. “Я приехал около 10 утра, мне сказали, что нужно получить талон с номером очереди. Я его получил и начал ждать. На табло примерное время ожидания составляло 90 минут. Но по прошествии этого времени очередь не сильно продвинулась, а я начал замечать, что мимо меня проходят люди без очереди. Сперва я не придал этому значения и отправился в кафе выпить кофе. Там же, за кафе, я заметил целый ряд кабинетов, которые оказывают различные вторичные услуги. И, как оказалось, они же предоставляют услуги по ускоренному решению вопросов. Прямо посреди кафе стоит столик, а за ним две женщины. Не долго думая, я подошел к ним и сказал, что приехал с родственниками на перерегистрацию и целый день терять не хочу. На что они мне ответили: без проблем, давайте документы. Спустя несколько минут они принесли нам два оформленных заявления на имя новых владельцев и отправили на экспертизу. То есть за пять минут мы прошли всю электронную очередь и получили документы. Единственное, что с экспертизой они нам уже не помогали. Цена вопроса — 2,4 тыс. грн наличкой“, — говорит “Вестям” Владимир.
Сейчас сервисный центр на Усенко закрыт на карантин, поэтому проверить информацию нам не представилось возможным. Тем не менее наш источник уверяет, что подобная практика достаточно распространена.
“Несмотря на существенное упрощение регистрации нового автомобиля и перерегистрации при купле-продаже, очереди все равно существенные, поэтому эта услуга пользуется спросом. Если в СЦ есть знакомые, то, как правило, все можно сделать дешевле. Например, по прайсу для “перекупов” такая услуга стоит 2–2,2 тыс. грн. Как правило, все документы в подобных случаях делаются без присутствия клиента“, — сказал нам источник.
В то же время, как говорит “Вестям” адвокат Ростислав Кравец, как бы там ни было, нужно признать, что коррупции в сервисных центрах стало меньше. “С развитием онлайн-сервисов многие вопросы, за которые раньше взимались взятки, теперь решаются несколькими нажатиями клавиш, а, соответственно, и количество личных встреч между чиновниками и клиентами сведено до минимума. Я слышал, что остались взятки за ускоренное продвижение в очереди, но это уже не те объемы, которые были раньше“, — отметил Кравец.
Вернуть права и авто-двойники
Кроме прочего, по словам нашего собеседника из одного из сервисных центров Киева, “решалы” все еще посредничают по вопросам возврата или выдачи новых прав. Например, если водитель попался на пьянке, решить вопрос предлагают, начиная от $1000.
“За эти деньги могут предложить сделать новые права, правда, с опечаткой в фамилии и имени“, — утверждает наш собеседник. Также, по его словам, очень популярной услугой до недавнего времени было занижение экспертной оценки авто. За нужные цифры в отчете просили $200–300. А вот поставить на учет проблемное авто или “двойника” решаются далеко не все.
“В этом вопросе есть много тонкостей. Обычно выдается техпаспорт и номера, которые дублируют уже существующие. Но на это готовы пойти не все. Да и цена на такие услуги немаленькая — от $1,5–2 тыс. и выше“. Хотя, как признают сами патрульные, “двойников” на украинских дорогах хватает. Об истинных масштабах проблемы стало известно после запуска системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД, когда в органы МВД начали обращаться толпы водителей, получивших штрафы за нарушения, которые они не совершали.
Неофициальный прайс сервисных центров МВД*
- Купить водительские права — 6–9 тыс. грн, в зависимости от количества категорий
- Получить новые права (если старые изъяли) — $1 тыс.
- Быстрое переоформление автомобиля (без очередей за 30 минут) — 2,4–3 тыс. грн
- Поставка на учет проблемного авто — $1,5–2+ тыс.
- Разрешительные документы для бизнеса — $3,5 тыс.
*Источник: инсайдеры в сервисных центрах МВД Киева и Днепра