Задержать и отправить в лагеря. Зачем Кабмин предлагает интернировать лиц с российским паспортом

В Украине не определен порядок обращения с военнопленными и интернированными лицами в особый период. Ни один орган власти официально не занимается их учетом, содержанием и охраной. Правительство Дениса Шмыгаля решило это исправить и подало в Раду законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам, связанным с военнопленными и интернированными лицами в особый период.

По задумке премьер-министра, будут созданы некие лагеря, в которые можно будет угодить при наличии паспорта “страны-агрессора” и подозрении в угрозе безопасности Украины.

При этом параллельное наличие украинского паспорта не отменяет возможности интернирования и не может служить гарантией защиты. А это значит, что в “зоне риска” оказываются все жители ОРДЛО, получившие на руки документ Российской Федерации.

112.ua разбирался в деталях нового законопроекта и его последствиях для жителей Донбасса и Крыма, а также россиян.

Организация интернирования и его стоимость

Украина 14 лет назад взяла на себя международные обязательства в отношении удержания военнопленных и интернированных лиц в соответствии с нормами, определенными Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним. Однако порядок проведения интернирования и задачи по учету данных граждан и созданию для них требуемых условий не были возложены ни на один из органов государственной власти.

Сбор, сопровождение, охрану и учет военнопленных предлагают возложить на Вооруженные силы Украины. Если депутаты проголосуют за законопроект, представителям ВСУ придется организовать тыловые лагеря, в которых будут содержаться задержанные, выполнявшие военные задачи третьих лиц на территории Украины. К таковым могут относиться солдаты и офицеры российской армии, а также боевики самопровозглашенных республик.

В то же время контроль и обустройство жизни интернированных гражданских лиц перейдет в юрисдикцию областных государственных администраций, которые смогут также привлекать Национальную полицию и Нацгвардию для решения указанных выше задач.

Под “интернированием” обычно понимается принудительное задержание, переселение или иное ограничение свободы передвижения, устанавливаемое одной воюющей стороной для граждан другой стороны. Наиболее ярким примером интернирования принято считать массовое выселение из Америки граждан японского происхождения вскоре после “Перл-Харбора”. В ходе него из США были изгнаны более 120 тыс. человек, имеющих японские корни. Причем большинство из них были гражданами США.

Помимо Нацполиции и Нацгвардии, к работе с интернированными планируется привлечь и Службу безопасности Украины. Именно на плечи СБУ, согласно законопроекту, ложится вычисление и отслеживание лиц, представляющих потенциальную угрозу безопасности государства. На сотрудников службы безопасности хотят возложить проведение мероприятий по выявлению на территории Украины агрессивно настроенных по отношению к нашей стране граждан. Однако что это будут за мероприятия и каким образом планируется вычислять нежеланных гостей для последующего интернирования – пока непонятно.

В дополнении к законопроекту указаны предполагаемые затраты на содержание военнопленных и интернированных граждан. Из расчета на 300 задержанных планируется тратить 46,5 млн грн в год.

24 из них пойдут на вещи для подозреваемых, их питание, лечение, жилищно-коммунальные, бытовые услуги, на организацию культурных вопросов.
Еще более чем 21,5 млн планируется тратить на зарплаты и полмиллиона – на логистику.

440889

112.ua

Что касается военнопленных, то их содержание обойдется дешевле – всего 10 млн грн в год.

В случае начала войны премьер предлагает за 4,5 млн грн создать Национальное информационно бюро. Его представители будут собирать и анализировать информацию о военнопленных и интернированных, вести их централизованный учет, следить за сбором и передачей личных ценных вещей, передавать информацию Комитету Красного Креста.

В законопроекте также прописано, кто будет следить за соблюдением прав задержанных лиц, осуществлением их связи с внешним миром. Судя по тому, как выписан документ, это будет Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. МИД же должен организовывать связи с государствами и международными организациями относительно содержания и возвращения лиц.

Чем может обернуться принятие законопроекта

Из-за нехватки питания и отсутствия минимального уровня гигиены в поселениях для интернированных прецеденты создания лагерей сегодня считаются позорным пятном. Рональд Рейган, 40-й президент США, просил прощения у японцев и связывал его с “расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства”. А британскому правительству пришлось учредить специальную комиссию для расследования ситуации в лагерях во время Второй англо-бурской войны. Однако к моменту, когда британские власти вмешались, было уже поздно. За три года войны погиб примерно каждый 4-й из пленных.

По мнению экспертов, наш закон также выглядит варварски. И не только потому, что относительно недавно, в 50-х годах прошлого века, через ГУЛАГ прошли более полумиллиона украинцев. В первую очередь – по причине того, что подозреваемых планируется ссылать в лагеря без суда, следствия и доказательства вины, на основании одного только подозрения.

440900

Заключенные в ГУЛагеОткрытые источники

“Говорить в XXI веке об интернировании граждан, создании для них специальных зон поселения и при этом критиковать советскую власть – это какая-то политическая шизофрения, – отметил политтехнолог Руслан Бортник.

В законопроекте не указано, что вообще может быть расценено как угроза безопасности Украины, какие у государства есть механизмы для определения лиц, несущих эту угрозу. Непонятно, откуда планируется брать деньги на обустройство поселений для интернированных и непосредственно на содержание там людей, в случае если количество таковых превысит 300 человек. По сути, такой закон наделит СБУ безграничными правами и даже не оставит адекватной возможности задержанным оспорить в суде решение и доказать свою невиновность.

Юристы и политические эксперты в своих комментариях для 112.ua объясняют, что эффект от законопроекта будет крайне негативным.

“Отсутствие четких критериев в законе и внятного порядка его применения неизбежно повлечет за собой чудовищные нарушения прав человека на территории Украины, а отсутствие четко прописанных оснований для интернирования сделает судебное обжалование неэффективным. За исключением норм международного права, интернированному гражданину не на что будет опереться, чтобы защитить свои права, а в силу того, что национальные суды крайне неохотно применяют в своих решениях международные нормы, справедливости придется добиваться в ЕСПЧ. На это, к сожалению, можно потратить и десять лет”, – отмечает адвокат Максим Могильницкий.

Особенно странно данная инициатива выглядит в свете последних заявлений представителя Украины в Трехсторонней контактной группе, Леонида Кравчука, который сообщал о попытках украинской стороны договориться о демилитаризации территории ОРДЛО, обмене пленными и проведении выборов на Донбассе. После подачи в Верховную Раду законопроекта об интернировании диалог может сильно осложниться, если и вовсе не зайдет в тупик.

Если мы серьезно относимся к вопросу возвращения Донбасса и Крыма, то этот законопроект смотрится крайне отталкивающе. Он выглядит как подстава Зеленскому, потому что противоречит его заявлениям. Вся риторика власти по поводу налаживания диалога с РФ девальвируется, – сообщил политтехнолог Алексей Якубин.

Солидарен с ним и коллега Руслан Бортник.

“Эту инициативу я могу сравнить с отменой языкового закона сразу же после Майдана, которая привела к мобилизации противников Украины в Крыму и на Донбассе. Это решение также приведет к негативной мобилизации всех людей, которые, не имея доступа к украинским государственным услугам, вынужденно получили паспорта других стран. В том числе – Российской Федерации”, – отметил эксперт.

Об отсутствии государственных услуг, пожалуй, стоит сказать отдельно. Многие из получивших российский паспорт в 2014-2015 годах пробовали начать новую жизнь в Украине, переезжали в Киев и другие города в качестве беженцев. Но в силу отсутствия достаточной поддержки, помощи в адаптации, программ по обеспечению работой и доступным жильем вынуждены были возвращаться. И в то время, как Украина от них отвернулась, Россия упростила процедуру получения паспорта. Стоит ли удивляться, что многие согласились.

И вот теперь, вместо того, чтобы искать и находить пути примирения, власть снова наступает на те же грабли и использует кнут там, где нужен пряник. Народным избранникам уже давно следует однозначно определиться, хотят ли они вернуть Украине Крым и Донбасс, после чего идти в выбранном направлении. Ведь совершенно очевидно, что невозможно вернуть территории без желания проживающих там людей стать частью украинского общества. И разве можно рассчитывать на их лояльность, раз за разом проявляя к ним недружественные жесты?

Кому нужен этот законопроект и можно ли его обжаловать

Судя по неподготовленности и неряшливости, с которой был представлен законопроект в первой своей редакции, можно предположить, что состряпали его “на коленке”, в максимально сжатые сроки. Возможно, законопроект хотели использовать в торгах с Россией. А может быть, власти предполагали, что он отпугнет жителей ОРДЛО от получения российского паспорта. Правда, вряд ли второй вариант сработает. Внесение такой инициативы, скорее, заставит жителей неподконтрольных территорий задуматься, нужна ли им вообще реинтеграция на таких условиях.

Политтехнолог Руслан Бортник выдвигает и свои теории о мотивах внесения инициативы.

Возможно, только в процессе доработки и подготовки ко второму чтению проявятся истинные цели и задачи этого законопроекта. Нельзя исключать сценария, что впоследствии он будет использоваться против граждан не только Российской Федерации, но и других стран, условных Румынии или Венгрии, например”, – заявил политтехнолог Бортник.

Также одной из целей закона может быть попытка пополнить “обменный фонд” российскими гражданами. По мнению юриста Максима Могильницкого раньше правоохранителям приходилось фабриковать в отношении них уголовные производства.

“Так удавалось хоть как-то обосновать их содержание под стражей. Сейчас эту “формальность” можно будет упустить. Хватать и запихивать иностранцев в места принудительного поселения до момента обмена можно будет совершенно свободно. Достаточно лишь сообщить о том, что, “по данным СБУ”, указанные личности угрожают национальной безопасности“, – подчеркивает юрист.

Такие попытки увеличить обменный список с высокой долей вероятности могут привести к срыву переговорного процесса.

Впрочем, по мнению юриста Ростислава Кравца, скорее всего, данный законопроект не готовился для реального рассмотрения и последующего принятия, ведь он не соответствует украинской Конституции и международной демократической практике в целом. Как минимум – из-за презумпции невиновности.

“Подобные инициативы нарушают основы прав человека. До решений судов человека, будь-то гражданин Украины или любой другой страны, нельзя считать виновным в том или ином преступлении. И уж тем более – каким-либо образом ограничивать его права и свободы. Даже в случае принятия этот закон имеет все шансы быть отменным Конституционным судом. А лица, голосовавшие за него, могут понести ответственность за подобную инициативу, нарушающую права человека”, – заявил Кравец 112.ua.

Исходя из вышеприведенных недочетов и противоречий, эксперты уже успели окрестить проект премьер-министра политической провокацией. Остается лишь надеяться, что эта провокация не приведет к еще большему расколу внутри страны.

Евгений Левин, 112.ua

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка