Украинцы массово отсуживают у банков украденные хакерами деньги

Суды низших инстанций и ВСУ становятся на сторону людей и требуют от финучреждений выплат компенсаций.

Украинцы стали чаще судиться с банками из-за украденных мошенниками денег. Финансисты отказывались компенсировать людям потери после взломов их счетов хакерами, потому потерпевшим приходится подавать иски. И самое главное — клиенты стали чаще выигрывать, возвращая свои потери и даже получая неустойку.

Это подтверждается самими юристами и свежими решениями Верховного суда. Последнее заключение ВСУ (по делу № 202/10128/14-ц) было опубликовано на днях, оно касалось спора человека с Приватбанком.

«С прошлого года Верховный суд стал придерживаться логичного и справедливого принципа: если банк не смог в суде доказать, что кража денег со счета произошла по вине клиента, то значит она автоматически произошла по вине банка. Потому именно он должен возмещать ущерб. То есть больше не проповедуется старый принцип — что клиент должен доказать свою невиновность в пропаже средств, а наоборот — банк обязан доказать виновность человека. Скажем, что он передал карточку третьему лицу или что разглашал код CVV с оборота карты. Если банк не может все это документально подтвердить — ущерб от действий мошенников должен возмещать он — это заключение ВСУ, которому следуют суды низших инстанций», — отметил в разговоре с UBR.ua старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Его коллеги также отмечают судебную активность людей. Говорят, что тем достаточно выполнить лишь стандартное условие по информированию.

«Случаи судов клиентов с банками из-за пропаж средств со счетов действительно участились. И уже не раз были предметом рассмотрения Верховным Судом, который становился на сторону клиентов банка. Тех, что своевременно уведомляли банк, о том, что операции по счету проводятся несанкционированно, а также не способствовали своими действиями или бездействиями хищению (не теряли карту, не передавали информацию о PIN-коде к карте третьим лицам и т.д.)», — рассказал UBR.ua адвокат, партнер адвокатского объединения «СК Груп» Юлия Курило.

Плюс неустойка

Чаще всего ВСУ ссылался в своих заключениях на постановление Нацбанка №223 восьмилетней давности, которым на банк возложено больше ответственности за сохранность средств, чем на людей. Именно этой сохранности Верховный суд и требует от финучреждений.

«На банки возложена обязанность вернуть украденные деньги, даже при том, что данных о виновности банка в сложившейся ситуации нет», — отметила Курило.

Чаще всего судебные иски подаются после краж средств с текущих или карточных счетов. И если раньше подобные тяжбы инициировали лишь физлица, то с недавних пор спорить с банками начали и предприятия. После взлома их систем Клиент-банк и пропажи денег.

При этом банковские клиенты настаивают не только на возврате украденных средств, но еще и на выплате неустойки. Набегают крупные суммы: речь идет о 3% в сутки за каждый день отсутствия средств на счете.

Как действовать

Чтобы отстоять свою позицию в зале суда, юристы советуют людям никогда не выбрасывать банковские выписки и платежки (формировать архивы даже по платежам в интернете), и оперативно обращаться не только в суды, но еще и в правоохранительные органы.

«Следует надлежащим образом оформлять происшествие: заявление в полицию, в банк, выписки по счету, сохранять все оригиналы документов и, в случае отсутствия таких, копии. То есть по максимуму собирать доказательственную базу. Это поможет как выиграть в споре с банком, так и, возможно, ускорит рассмотрения дела правоохранительными органами», — заверил UBR.ua руководитель практики разрешения споров ЮФ Evris Игорь Кравцов.

Юристы даже сформулировали для людей памятку, описывающую алгоритм действий. Она объясняет, что делать, если у вас пропали деньги с карточки:

  • Звоните в call-центр банка, уведомляйте о хищении, блокируйте карту.
  • Пишите в банке заявление о случившемся несанкционированном списании (попытке списания) денег со счета. Оставляйте себе копию этого обращения с отметкой о принятии.
  • Фиксируйте наличие у себя платежной карты в момент совершения несанкционированных операций — фото, свидетели и т.д.
  • Подаете заявление в полицию о пропаже средств.
  • В случае отказа банка вернуть похищенное, обращайтесь в суд.
  • Юристы уверяют, что при соблюдении перечисленных правил и выполнения правил пользования карточной (описанной в соглашении с банком), суд наверняка вынесет решение в пользу человека.

ЕЛЕНА ЛЫСЕНКО, UBR

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка