Украинцев заставляют платить за коммуналку по два раза

От временных администраций и закрытий банков начали страдать потребители коммунальных услуг. Людей, которые уже заплатили за ЖКХ, заставляют повторно платить жэкам. «В начале этого месяца оплатила коммуналку в банке «Надра», как обычно, — наш жэк всегда требовал там платить. Но буквально через несколько дней в этом банке ввели временную администрацию. И мне начали звонить из «Киев-энерго»: говорят, что к ним мои деньги не поступили, и грозят отключить свет, если в течение трех дней повторно не заплачу (готовы дать реквизиты счета уже в другом банке). То есть за одно и то же требуют платить дважды, это неслыханно! В жэке же от проблемы открещиваются: дескать, они ничего сделать не могут, поскольку в «Надра» требовало платить «Киевэнерго», и не хотят нести ответственность», — рассказала «Вестям» киевлянка Наталия, проживающая на Позняках.

В заложниках оказались сотни людей — то есть целые дома. Ведь их платежи попали в проблемный банк «Надра» не случайно — не из-за того, что каждый отдельно взятый человек решил оплатить в нем платежку, а из-за того, что именно в этом финучреждении открыло свой счет и собирало платежи коммунальное предприятие.

«Раньше подобные случаи происходили с платежами у строителей: у меня были дела, когда застройщик принимал платежи за квадратные метры в Южкомбанке, а когда там ввели временную администрацию, стал требовать от людей повторной оплаты квартир — дескать, компания утратила доступ к этим деньгам. Теперь с подобной проблемой столкнулись потребители коммунальных услуг, и потенциально может пострадать больше людей. Особенно, если Нацбанк продолжит и дальше вводить все новые временные администрации», — заметил в беседе с «Вестями» старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» — Ростислав Кравец.

Украинцев заставляют платить за коммуналку по два раза.

kvitancii_bank

В то же время юристы уверяют, что и жэки и «Киевэнерго» злоупотребляют положением, когда требуют от людей повторной оплаты. Гражданам советуют не платить дважды. Поскольку обслуживающий банк выбирали коммунальщики, а не человек, и они должны нести ответственность. «Если жэк или энергетики сменили банк, то они должны были заранее уведомить об этом людей. Либо указать реквизиты нового счета в платежках, либо разослать потребителям своих услуг соответствующие уведомления, либо напечатать объявления в СМИ. Задним числом этого делать и перекладывать ответственность нельзя. В данном случае, применимы правоотношения между кредитором и должником, описанные в Гражданском кодексе. Кредиторами в данном случае считаются коммунальщики, предоставляющие услугу без предоплаты, а должниками — потребители услуг, оплачивающие ее постфактум. Так вот, если жэк не сможет доказать, что уведомил человека о смене банка (подписи человека на бланке о доставке заказного письма с уведомлением или публикации информации в официальном СМИ вроде «Урядового курьера» или «Голоса Украины»), то ответственность несет именно коммунальщик», — прокомментировалуправляющий партнер юрфирмы «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.

Что делать

Если жэк продолжит наседать или отключит свет, воду, человеку советуют защищаться. Сначала вызвать работника коммунального предприятия и составить акт-претензию (в присутствии мастера жэка и двух свидетелей-соседей), а затем обратиться с ней в коммунальное предприятие. Следующий шаг, если не поможет, — жаловаться в Госинспекцию по защите прав потребителей. В претензии нужно настаивать как на возобновлении водоснабжения, так и на покрытии ущерба, если он был. Например, из-за отключения света сломался генератор или холодильник. «В нашей практике уже были коммунальные споры, и это работало», — заверил Можаев.

В ином случае людям советуют идти к правоохранителям. «Повторное требование денег за уже оплаченную услугу — это вымогательство. Поэтому нужно писать заявление в прокуратуру», — подчеркнул Ростислав Кравец.

Елена Лысенко, ВЕСТИ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка