Три процента плюс инфляция. Как компенсировать задержку депозита

Согласно решению Верховного Суда, с банка, задерживающего возврат депозитов, можно взыскать 3% годовых и компенсацию инфляции за период просрочки.

Поставив точку в тяжбе между банком Надра и двумя крупными вкладчиками Верховный Суд Украины (ВСУ), условно говоря, дал руководство к действию всем владельцам депозитных счетов, которым финучреждения несвоевременно возвращают средства. Истцами в этом затяжном процессе выступали 2 клиента, каждый из которых в октябре 2008 года разместил в банке Надра полугодичные депозиты на сумму 1,1 млн. грн. Банк оба вклада по истечению договора не вернул и перечислил деньги на текущие счета клиентов только 31 декабря 2009 года по постановлению суда. Теперь решение о взыскании с банка процентов за весь период нахождения денег на депозитных счетах (до 30 декабря 2009 года), а также 3% годовых и рассчитанной на основе индекса инфляции компенсации истцы отстояли в высшей судебной инстанции.

Волна исков вкладчиков к банкам поднялась в кризисные 2008-2009 годы. Но отдельные судебные процессы, инициированные в тот период, продолжаются до сих пор

“Все обязательства по спорным договорам и решения судов были выполнены банком Надра еще несколько лет назад, но судебные процессы, из-за особенностей процессуальных норм, продлились до последнего времени, – комментирует ситуацию замдиректора юрдепартамента Надра Наталия Сторожук. – Следовательно, данное судебное решение дает оценку правоотношениям, которые давно завершились и прекратились”. Собеседница ЛІГАБізнесІнформ напоминает, что иски вкладчиков к банкам были часты в кризисные 2008-2009 годы. В основном клиенты банков добивались досрочного возврата своих депозитов и процентов по вкладам. Однако на этом многие владельцы счетов не останавливались. “Вкладчики также требовали уплату процентов за весь срок использования денежных средств банком до полного расчета перед клиентом, а также предусмотренные статьей 625 Гражданского кодекса Украины 3% годовых и компенсацию инфляции за период просрочки платежа, – уточняет адвокат, управляющий партнер ЮФ Можаев и Партнеры Михаил Можаев. – Дополнительно можно было добиваться возмещения упущенной выгоды и реальных убытков, а также морального вреда. Однако в силу сложной доказуемости, такие требования не пользовались большой популярностью”.

Вкладчикам удается взыскать у проблемных банков проценты за полный срок использования денежных средств, а также 3% годовых и компенсацию инфляции за период прострочки платежа

По информации опрошенных юристов, фемида во многих случаях становились на сторону обиженных банковских вкладчиков. “Еще в 2009-2010 годах мы представляли интересы клиента физлица в споре с Кредитпромбанком о взыскании пени, 3% годовых и инфляционных потерь за нарушение сроков возврата депозита, – приводит пример управляющий партнер ЮФ Мисечко и Партнеры Владимир Мисечко. – Решением Печерского суда Киева в удовлетворении требований нам было отказано, но Апелляционный суд отменил решение Печерского суда и удовлетворил наши требования в полном объеме”. По оценке Владимира Мисечко, решения судов во многом зависели от того, была ли введена в банк временная администрация. Ведь согласно статье 85 закона “О банках и банковской деятельности” в редакции, действующей до 22 сентября 2012 года, в период действия моратория на выплату вкладов не могла начисляться неустойка и другие финансовые санкции за неисполнение банком своих обязательств. По этой причине у банков с временной администрацией, в которых был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов, взыскать неустойку не представлялось возможным.

В большинстве других случаев юристы, представляющие интересы банков, также твердо отстаивали позиции финучреждений. “Решение зависело от условий заключенных депозитных договоров, – комментирует Михаил Можаев. –  Ведь банковские юристы использовали все зацепки национального законодательства и несовершенство ими же навязанных договоров, чтобы минимизировать затраты банков”.

Так как суды в Украине обязаны привести свою практику в соответствие с позицией ВСУ, истцы могут рассчитывать на победу в аналогичных исках к банкам

В настоящее время иски вкладчиков к банкам инициируются не часто. Снижение распространенности подобных дел объясняется не только относительно небольшим удельным весом проблемных финучреждений, но и введением с 22 сентября 2012 года новой системы гарантирования вкладов. “На сегодня подобных дел крайне мало, что связано с изменившейся процедурой ликвидации банков, – сообщает адвокат, старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец. – Однако такие учреждения как Захидинкомбанк и Даниэль уже довольно долго задерживают возврат депозитов и средств вкладчиков, на что НБУ закрывает глаза на протяжении года и не вводит временную администрацию”.

Клиентам проблемных финструктур стоит обратить особое внимание на упомянутый прецедент с банком Надра. Ведь после принятия ВСУ решения по этому делу все суды в Украине обязаны придерживаться аналогичной позиции. “Согласно статье 360-7 Гражданского процессуального кодекса суды обязаны привести свою судебную практику в соответствие с позицией ВСУ. Поэтому решение ВСУ от 29 мая 2013 года является нормативно-правовым документом обязательным для исполнения”, – объясняет Владимир Мисечко. Собеседник ЛІГАБізнесІнформ предполагает, что вкладчики, получившие свои деньги с нарушением сроков, теперь начнут чаще подавать иски к банкам относительно взыскания пени, 3% годовых и инфляционных потерь. Однако юрист напоминает о сроках исковой давности, которые составляют 1 год для требований относительно пени и 3 года в случае взыскания 3% годовых и инфляционных потерь. Учитывая, что пик невозврата депозитов в проблемных финансовых учреждениях был отмечен в 2008 – 2009 годы, большинство пострадавших в период экономического кризиса вкладчиков уже не смогут потребовать соответствующую компенсацию от банков. “Украинцы, в отличие от банков, не любят судиться, – делится наблюдениями Ростислав Кравец. – Поэтому подобные иски от вкладчиков будут единичны. Ведь после прекращения взаимоотношений с проблемным банком большинство наших сограждан стараются забыть о случившемся”.

Срок давности уже не позволит вкладчикам, пострадавшим в период кризиса 2008-2009 годов, подавать иски против банков, задержавших возврат депозитов

Банки, которые обычно занимают активную позицию в судах, видят в обсуждаемом решении ВСУ позитивные стороны для своей деятельности. “В данном деле ВСУ подтверждает законность прекращения начисления и выплаты процентов с момента перечисления средств с депозитного на расчетный счет, – обращает внимание директор юридического департамента банка Надра Наталия Сторожук. – Следовательно, банки получают возможность обращаться с заявлениями о пересмотрах ранее вынесенных судебных решений, обязывающих выплачивать проценты по ставке срочного вклада уже после перечисления средств на текущие счета”.

Мария Бабенко, Лига

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка