С 15 июня начинается льготный период в растаможке машин на иностранных номерах — так называемых “евроблях”. Он, согласно закону, продлится пять месяцев. Что ждет владельцев машин, разбирались “Вести”.
Старт дан
В течение 2019–2021 годов в Украине было растаможено 1 млн 179 тыс. 167 авто, при этом более половины — 604 319 — старше 10 лет. Кстати, в 2016–2018 годах регистрация ввезенных машин не превышала 220 тыс. в год, а средний возраст авто не достигал пяти лет. Об этом сообщает opendatabot. Бум растаможки начался после того, как в 2018-м были приняты законы, удешевившие растаможку, а за нерастаможенный автомобиль установили штраф в размере 170 тыс. грн. Многие владельцы, поворчав, решили сменить иностранные номера на украинские. Но некоторые решили подождать в надежде на то, что со временем стоимость растаможки снизится.
Однако как хотелось — не произошло, и после очередных массовых выступлений “евробляхеров” правительство, хотя и снизило стоимость растаможки, но поставило владельцев “евроблях” в очередные рамки. Тысячи автовладельцев зашевелились еще до 15 июня и заранее готовили документы, снимали авто с учета за границей, чтобы не мешкая начать процесс растаможки.
По закону, льготы будут действовать только для уже ввезенных на территорию Украины “евроблях” в течение 180 дней с 15 июня. А затем тех, кто не растаможил авто, ждут штрафы — пока же их снизили до 8 тыс. грн. Под льготы попадают легковые авто в возрасте от пяти до 15 лет (не ниже “Евро-2”) и автомобили с полной массой до 3,5 тонны в возрасте от пяти до 11 лет (“Евро-5”). Главное условие — такое транспортное средство должно находиться в реестре таможенников в режиме “транзит” или “временный ввоз” на 31.12.2020.
А вот бывшие в употреблении автомобили с европейской регистрацией, которые старше пяти лет и их ввезли на территорию Украины до конца 2020 года, облагаются налогом по льготной ставке НДС и акцизного налога.
Мошенники и кредиты
Но, несмотря на то, что старт дан, не все собираются менять еврономера на украинские — дорого.
“Я купил авто за 600 евро в Польше. У меня BMW M47 2001 года выпуска, 2 литра двигатель. И растаможка мне будет стоить 1123 евро без сопутствующих затрат, а это и заплатить за документы, и за снятие с учета, и брокеру. В общем, набежит где-то 2 тыс. евро — 60 тыс. грн. А если меня, когда я понесу документы, оштрафуют за незаконное пребывание авто на территории Украины? Я же завез его три года назад. Вот думаю, подождать и посмотреть, что будет, да и свою старушку я могу уже на разборку сдать или же в село завести“, — рассказывает “Вестям” Иван Верес из Черкасской области. Для сравнения: обычная растаможка авто 2013 года с двухлитровым двигателем будет стоить 1,6 тыс. евро.
Ирина Сотникова считает, что льготная растаможка — это обдираловка. Она купила машину за 1 тыс. евро, вложила за три года в ее ремонт еще больше, а за растаможку надо отдать 42 тыс. грн, а не 500 или 1000 долларов, как ей обещали. У Сергея Сыча другая проблема — машина привезена из Чехии и возникли сложности со снятием ее с учета. А Василий Переполк, у которого инвалидность первой группы, возмущен отсутствием льгот для людей с ограниченными возможностями, многодетным, ветеранам.
“Хватило денег, чтобы купить машину, продал старенький “Москвич”, еще и доложил, а вот растаможить — денег нет. Я бы и хотел, да не смогу. Банк предлагает кредит на растаможку под 30% годовых, но я с этой пенсии вовек не рассчитаюсь с банком, влезу в еще большие долги. Просто замкнутый круг. Так и буду на еврономерах ездить, а там будь что будет“, — говорит Василий Переполк.
Кроме всего прочего, активизировались и мошенники, которые предлагают свои услуги по растаможке, обещая дешево оформить документы, но получив аванс, исчезают.
Металлохлам осядет в глубинке
Как считает юрист и таможенный брокер Андрей Леонидов, из минимум полмиллиона завезенных на территорию Украины автомобилей растаможат максимум 80–100 тысяч. “Если купил металлолом за 200 долларов, а еще нужно заплатить тысячу за растаможку — это, конечно, дорого, ведь, покупая дешевую машину, хотели ж сэкономить. Поэтому масса металлолома у нас останется во дворах, будет стоять, ржаветь. А по закону, не оформленное должным образом на таможне привезенное из-за границы транспортное средство запрещено эксплуатировать на территории Украины. Любой сотрудник полиции имеет право его остановить и отправить на штрафплощадку. У нас и так страна превратилась в свалку хлама, поскольку уже разрешили завозить и растаможивать авто “Евро-2”, — говорит “Вестям” Леонидов.
По его словам, основная масса владельцев авто на еврономерах уже оформилась, когда была первая льготная растаможка. А те, что остались, — в основном без правильно оформленных документов на машину.
Адвокат Ростислав Кравец считает, что весь шум вокруг “евроблях” — сплошной популизм. “Все сводится к тому, что на растаможке сейчас масса желающих заработать. А как быть тем, у кого не все в порядке с документами?! Они опять не смогут поменять номера и сделать платежи. Люди будут ездить по-прежнему на еврономерах, платить взятки полицейским, либо же загонят авто в села. По-хорошему, чтобы все были удовлетворены, стоило бы сделать рассрочку в платежах. А еще и привлекать к ответственности лиц, которые ввезли автомобиль, нарушив правила временного ввоза. Пора навести порядок с б/у автомобилями“, — подчеркивает Ростислав Кравец.
Что будут растаможивать по льготе
Стоимость льготного растаможивания будет зависеть от возраста автомобиля и объема двигателя: чем больше объем и старше авто — тем больше придется заплатить. Базовая ставка колеблется от нуля до 150 евро, и в большинстве случаев стоимость растаможки не превысит 1 тыс. долларов. В среднем сумма составит 1–3 тыс. долларов.
Один владелец может растаможить на льготных условиях только один автомобиль — только тот, на котором он ездит лично. Также для льготного растаможивания надо заплатить взнос в размере 8,5 тыс. грн. За эти же деньги нелегальные авто позволят вывезти из Украины, если растаможивать их нет смысла.