Пеня за долги по коммуналке – что важно знать

Потребитель, который не заплатил за жилищно-коммунальные услуги вовремя и сумма долга превышает 340 грн, будет платить пеню в размере 0,01% от суммы просрочки. Такие правила действуют с июня и прописаны в новом законе о ЖКХ, который был принят в 2017 году. Кроме того, поставщики воды и отопления могут отключить квартиру от услуги в том случае, если ее владелец не погасит задолженность за 30 дней или не подпишет договор о реструктуризации.

Цель всех этих нововведений — сократить огромные долги населения за услуги ЖКХ. “Вести” разбирались, с какими проблемами могут столкнуться потребители.

Пеню могут назначить только за долги с мая

Главная норма нового Закона “О жилищно-коммунальных услугах” касается прав потребителей. Впервые в Украине вводится пеня в размере 0,01% за каждый день просрочки с оплатой, то есть платить нужно до 20-го числа каждого месяца за предыдущий. Например, если за электричество заплатить 400 грн не 19 июня, а 22 июня, то дополнительно взимается 1,2 грн штрафа. Исключение составят случаи, когда 21-й (и 22-й) день месяца — выходные дни.

Несмотря на действие закона, в июне потребители в своих платежках штрафы не увидели — их попросту еще не успели посчитать. Но в июле должников точно ждет “сюрприз”.

Многие считают, что платить пеню придется за весь долг, который есть у потребителя. Но на самом деле это не так. Пеней облагается только та сумма, которую семья задолжала с мая этого года. На всю остальную задолженность применять штрафные санкции не имеют права“, — рассказывает управляющий партнер юридической компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.

Иными словами, если долг потребителя за горячую воду составляет 5 тыс. грн, из них 200 грн — за май, то именно с этих 200 грн и будет рассчитываться пеня. Если же поставщик услуг захочет получить пеню со всех 5 тыс. грн, нужно указать представителю компании на нарушение норм Закона “О жилищно-коммунальных услугах”.

Существует еще один нюанс, рассказывает Ростислав Кравец: размер пени не может быть равен сумме долга. “Если задолженность составляет 1 тыс. грн, то никак нельзя потребовать от потребителя уплатить 1 тыс. грн штрафа“, — говорит эксперт. Если представители компании, которая предоставляет услуги, требуют такую пеню, не нужно спешить и лучше обратиться за повторными расчетами в организацию, которая занимается предоставлением услуг.

В Законе “О жилищно-коммунальных услугах” есть и исключения. Обслуживающая организация не имеет права начислять пеню в том случае, если потребитель не смог заплатить из-за задержки зарплаты, субсидии или из-за своего отсутствия в квартире длительное время. Например, собственник жилья мог месяц провести в командировке и по этой причине не заплатить вовремя за коммунальные услуги. 

Как отключать должников в старых домах — вопрос

Еще одно нововведение — возможность отключить потребителя от услуг в том случае, если он не погасит задолженность за 30 дней или не составит график реструктуризации долга. “Действовать уже начали. Мне позвонили из “Киевтеплоэнерго” и сообщили, что отключат горячую воду и отопление, поскольку у меня долг 3 тыс. грн. Но я платила за тепло, а горячей водой давно не пользуюсь, поскольку дома установлен бойлер и об этом я неоднократно сообщала в “Киевтеплоэнерго”. Мне пришлось идти в обслуживающую организацию, выстоять очередь, где выяснилось, что они “ошиблись”. Хорошо, что сейчас не отопительный сезон и мне не нужна горячая вода. А что будет с другими?” — рассказывает “Вестям” киевлянка Анастасия Якубец.

Такие же санкции по закону предусмотрены и в том случае, если потребитель отказывается предоставлять представителям обслуживающей организации доступ к счетчикам. После оплаты задолженности поставщик должен бесплатно вернуть услуги и брать плату “за разблокировку” воды или канализации он не имеет права. 

Но как будут отключать потребителей от предоставляемых услуг — большой вопрос. Если вода и газ подаются в каждую квартиру отдельно, то в домах советской постройки система отопления общая. “В каждом доме есть те, кто платит и кто не платит за коммунальные услуги. И собирать с них долги — не моя проблема. Если всем потребителям отключат тепло или воду, за которую я плачу вовремя, то я подам в суд на обслуживающие организации. Буду требовать компенсацию за несвоевременно предоставленные услуги“, — говорит “Вестям” киевлянин Алексей Добровольский.

Причем платить за тепло придется по старым правилам. Вступление в силу нормы Закона “О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения” перенесли на 1 августа 2020 года. Планируется также, что потребителям, которые установят счетчики за свой счет, возместят затраты при помощи льгот и субсидий.

Потребитель может проверять качество услуг

В Законе “О жилищно-коммунальных услугах” прописаны и бонусы для потребителей. “Если услуги предоставляются некачественно, то можно составить акт и за них не платить“, — указывает Ростислав Кравец.

Все требования прописаны в нормативах. Например, перечислять 100% платежей за горячую воду потребитель обязан только в том случае, если ее температура составляет 50–75 градусов. Если же она 44–49 градусов, то тариф снижается на 10%, а если 40–44 градуса — на 30%. За воду менее 40 градусов нужно платить столько же, как и за холодную. Кроме того, за предоставление некачественных услуг поставщик должен заплатить пеню в размере 3,3% от размера тарифа в день.

Подобные нормы действуют и для централизованного отопления. Если все помещения отапливаются, то температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не менее +18 °С, а в угловых комнатах — не менее +20 °С. Нередко в зимний период эти нормы не соблюдаются, и в этом случае за каждый градус снижения температуры потребители имеют право на скидку в размере 5% от суммы.

Например, температура воздуха в комнате в декабре составляет +16 °С, что на два градуса ниже нормы. То есть можно требовать скидку в размере 10%. Для этого, говорит Ростислав Кравец, необходимо вызвать представителей компании — поставщика услуг и замерить температуру воздуха в квартире или воды в кране. Если же никто не приходит, то можно пригласить соседей, составить акт и направить его поставщику с требованием провести перерасчет. Причем, если температура воздуха в квартире ниже +12 °С, а в угловых комнатах — ниже +14 °С, то платить за отопление потребитель не обязан.

Долги за коммуналку растут

Штрафные санкции и возможность отключать потребителей — инструменты, которые, по мнению законодателей, должны помочь в борьбе с неплательщиками услуг ЖКХ. Вал неплатежей действительно нарастает. По данным Государственной службы статистики, на конец апреля 2019 года задолженность населения по оплате за газ составила 29,5 млрд грн (конец апреля 2018 года — 14,9 млрд грн), за централизованное отопление и горячую воду — 19,3 млрд грн (конец апреля 2018 года — 13,3 млрд грн), содержание домов и придомовых территорий — 4,6 млрд грн (3,4 млрд грн), поставку холодной воды — 3,6 млрд грн (1,9 млрд грн).

Но коммунальщики не уверены, что пеня поможет исправить ситуацию. “Люди, которые не платят за коммунальные услуги, не будут этого делать и с пеней“, — считают они. А отключить от воды или газа отдельно взятую квартиру в старом доме не так уж просто. Забирать у потребителя единственное жилье запрещено законом.

Мария Стрелецкая, ВЕСТИ

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка