Один пирожок дали, два забрали. Стоит ли претендовать на “карантинную” помощь в 8 тыс. гривен

На фоне тревожных новостей о локдауне с 8 по 24 января бизнес могли порадовать только новости о финансовых компенсациях. Однако на практике поводов для радости немного. Долгожданную помощь от государства сможет получить лишь примерно 9% от всего экономически активного населения Украины. А за каждую гривну, которую чиновники посчитают выплаченной несправедливо, придется заплатить двумя.

Акции протеста под стенами Верховной Рады все же дали свои плоды, и власть не словом, а гривной решила поддержать предпринимателей и наемных работников. Вступил в силу пакет президентских законопроектов о помощи населению во время пандемии и об отсрочке обязательного перехода бизнеса на кассовые аппараты. Пожалуй, самым приятным бонусом оказались 8 тыс. грн от президента.

В то же время, выплаты получат далеко не все. А из тех счастливчиков, которые смогут претендовать на Зе-помощь, многим будет начислено гораздо меньше, чем 8 тысяч. Кроме того, справедливость начислений проконтролируют с утроенной силой, ведь под информационный шумок о внедрении финансовой поддержки для пострадавших депутаты отозвали мораторий на проверки бизнеса.

Рассказываем, кому президент подготовил к новогодним праздникам под подушкой приятный подарочек, а кому – уголек.

Помощь не для всех

Президентские 8 тысяч гривен предназначены на поддержку предпринимателей и бизнеса с наемными сотрудниками. Но это не значит, что украинцы, работающие по трудовому договору, смогут положить в карман “сверху” к зарплате президентскую выплаты. После решения властей о начислении выплаты они лишь могут быть более увереннее в том, что работодатель все же выдаст им зарплату, а не сократит ее на время простоя компании. Планируется, что выплата поддержит возможность субъектов хозяйствования удержать свой штат.

Логика начисления выплаты проста. Ведь если компания лопнет в карантин, предприниматели и наемные работники уйдут на рынок труда и все равно будут получать от государства деньги, но уже в виде пособия по безработице. Инвестирование же средств непосредственно в удержание на плаву бизнеса – логичнее и эффективнее.

На самом деле ничего нового в такой заботе о гражданах нет. В Украине уже действовала программа компенсаций части затрат в связи с простоем во время карантина. Но тогда она максимум равнялась минимальной зарплате. Очень скоро помощь отменили, несмотря на то, что ряд разрушительных ограничений для малого и среднего бизнеса продолжал свое действие.

На регулярной основе получать 8 тысяч гривен ФЛП и компании не смогут. Обсуждаемая выплата одноразовая. Планируется, что ее можно будет оформить в приложении “Дія”, заполнив соответствующее заявление. В нем нужно будет указать банковский счет, на который перечислят средства после проверки данных на достоверность в реестрах Пенсионного фонда. Пока функционал еще не работает и четкого механизма начисления средств нет.

Рассчитана выплата только на тех, кто исправно оплачивал налоги, что уже отсекает примерно половину украинского бизнеса. Если говорить о предпринимателях, то, по данным Опендатабот, у 927 тыс. ФЛП есть налоговые задолженности.

“Должно быть железное правило: ты заплатил налоги — государство тебе помогает”, — прокомментировала новый закон глава комитета ВР по вопросам социальной политики, нардеп “Слуги народа” Галина Третьякова, чем спровоцировала настоящий скандал в соцсетях.

Она подчеркивает, что ФЛП, которые в течение года заплатили 8 тыс. грн, нужно еще поискать. Хотя, прямо говоря, депутат преувеличивает: на практике ФЛП, оплачивая даже минимальный ЕСВ, уже в полтора раза перевыполняет “норму”.

И действительно, закон выписан так, что предприниматели могут получить новую выплату, только если исправно платили ЕСВ как минимум за два первых квартала 2020 года. По всей видимости, здесь решили сделать сноску на то, что после июня многим было трудно оплачивать налоги. Однако сразу возникает вопрос: неужели у них не могло возникнуть проблем с отчислениями государству уже начиная с апреля, когда существенная часть украинского бизнеса остановилась? На это предельно простое замечание у чиновников нет ответа.

Однако далеко не все те, кто ответственно оплачивает налоги, смогут рассчитывать на помощь. Начнем с требований к ФЛП.

Во-первых, предприниматели должны быть “старше” 3 месяцев.

“То есть, если вы решили стать предпринимателем 3 месяца назад – умирайте, вы ничего не получите”, – подчеркивает в комментарии 112.ua адвокат Ростислав Кравец.

Чтобы рассчитывать на президентские 8 тысяч, предприниматели также должны иметь одну из определенных правительством шести категорий видов экономической деятельности. Например – работать в сферах розничной торговли, общепита. Торговцев авто и мотоциклами видимо, считают слишком зажиточными, так как они попали в исключение из этого списка. Помогут также ФЛП, которые занимаются демонстрацией кино. Под условия получения выплаты подпадает деятельность в сфере творчества, искусства и развлечений, сферы спорта, организации отдыха и развлечений.

Список сложно назвать полным, ведь перевозки, логиcтика, туризм в него не включены. Все они оказываются “за бортом”.

При чем одна из этих сфер должна значиться в списке деятельности предпринимателя первой. Если она будет идти второй строчкой, 8 тысяч гривен от государства будет получить нельзя. С учетом того, что ранее порядок так называемых “кведов” никогда не играл никакой роли, эта норма вызвала в бизнес-среде серьезное возмущение.

443241

112.ua

Финансовая “плюшка” для наемных работников

Если вы не предприниматель, а наемный сотрудник, и время карантина не могли найти работу, “простой” будет включен в страховой стаж. Пункт о стаже необходим, чтобы в будущем не возникало проблем с начислением пенсии. Но такую льготу можно будет получить только в случае, если вы – представитель одной вышеперечисленных сфер. Таким образом, моряки, к примеру, из списка пострадавших от карантина, почему-то выпадают. По крайней мере, исходя из того, каков список от правительства на данный момент.

Что же касается компенсации на выплату зарплат, положена она далеко не на всех сотрудников, а только на тех, чье время работы из-за карантина сократилась, а также на тех, кто оказался под угрозой увольнения. Правда, эти вопросы в законе выписаны нечетко. Следовательно, высок риск, что в такой выплате могут отказать, а то и заставить ее вернуть.

“Выплата полагается в случае, если работника вынужденно сократили или могут сократить. То есть если сотрудника теоретически могут сократить, бизнесу тоже она положена. Где вы это “планируется” должны указать – не совсем понятно.  С такими скользкими моментами закона нужно быть очень осторожными, ведь средства могут и взыскать”, – подчеркивает Ростислав Кравец.

Помимо всего прочего, работник должен иметь на руках трудовой контракт на 3 месяца и не получать более 30 тыс. грн в месяц. Юрист подчеркивает: эта норма может значить, что закон изначально неконституционный, так как некоторое лица искусственно ограничены в правах.

По каким критериям определялись предельные значения опыта работы и суммы заработка – непонятно. Если срок работы связан с датой начала пандемии, то прошло гораздо больше, чем три месяца. А привязка к выходу из жесткого локдауна не имеет под собой серьезного обоснования. Чем работники, которым удалось трудоустроиться во время пандемии, хуже тех, кто сделал это перед ее началом?

Сумма же зарплаты в 30 тысяч гривен, которая якобы декларирует отсутствие необходимости в поддержке наемного сотрудника от государства, не привязана ни к прожиточному минимуму, ни к минимальной или средней зарплате. По всей видимости, она просто является красивой цифрой и определенным психологическим рубежом для начисления помощи. Такие критерии для предоставления выплаты могут быть не просто нелогичны, но и даже зловредны, ведь они только мотивируют наемных работников получать серую зарплату и не декларировать свои средства в полном объеме.

Также получить выплату нельзя будет, если компания находится в состоянии прекращения деятельности, банкротства, или если за июль, август, сентябрь работодатель не уплатил за вас налоги.

“Это тоже интересная история, ведь, находясь в состоянии банкротства, можно продолжать работать. Могут быть разные процедуры банкротства. Почему работники этих компаний не заслуживают компенсаций? К слову, если после введения локдауна вы как владелец компании окажетесь банкротом и не подадите в 30-дневный срок соответствующее заявление, будете нести солидарную ответственность. Наказание может предусматривать четыре года тюрьмы”, – подчеркивает Кравец.

Так что юрист предлагает владельцев компаний подавать заявления на банкротство заранее. С точки зрения невыполнения их обязательств в дальнейшем такой подход для них будет более безопасным.

Есть и еще один и, пожалуй, самый спорный параметр получения помощи от государства. Если работник, который на время карантина решил подработать (но не просто в “тени”, а трудоустроиться официально), денег он не получит. Такая вот очередная сомнительная мотивация для “отбеливания” зарплат.

Даже, если все поставленные перед наемными сотрудниками условия будут соблюдены, он получит выплату в зависимости от того, насколько сократилось рабочее время. И не факт, что это будет именно 8 тыс. грн. В отличие от предложенной предпринимателям помощи, данная сумма для наемных сотрудников – это лишь установленный максимум, и на практике выплата может быть гораздо меньше. Если простой, к примеру, составил 2 недели, можно получить лишь 4 тысячи гривен.

Так что массовой эта помощь явно не будет. Правительство этого и не скрывает: чиновники заявляют, что ею смогут воспользоваться 1,6 млн украинцев из 37 (по переписи Дубилета). Учитывая, что только ФЛП, которые могут претендовать на помощь – около миллиона, выходит, помощь между собой будут делить всего 600 тысяч наемных работников Украины. И то, если средства на эту помощь найдутся в условиях дефицита бюджета.

Когда можно будет получить выплаты, и найдутся ли под них средства

Теоретически, деньги можно будет получить не только во время полного локдауна, но и сейчас, ведь де-факто бизнес действует в условиях ряда ограничений. Но когда на практике можно будет получить помощь – неизвестно, ведь Кабмин еще должен расписать порядок ее предоставления. Судя по отсутствию необходимых документов, она будет выплачиваться только со следующего года.

Спешить с обращениями о помощи не стоит. Главное научно-экспертное управление ВР пишет о юридических нюансах, из-за которых предприниматели могут при поспешном обращении вовсе остаться без выплаты. Начислить же ее обязаны и в течение полугода после того, как карантин кончится.

“Я считаю, что эта инициатива позитивна, но она опоздала во времени. Ее стоило бы внедрять на полгода раньше, после первого локдауна. Тогда мы спасли бы гораздо больше юр- и физлиц в малом и среднем бизнесе”, – подчеркивает для 112.ua член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Впрочем, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Есть вопросы и относительно суммы помощи. Исходя из каких показателей она была сформирована – непонятно. Вряд ли проводилась хоть какая-то оценка необходимости предпринимателя и наемного сотрудника в поддержке на уровне 8 тысяч гривен. Снова-таки, объем помощи не привязан ни к прожиточному минимуму, ни к средней зарплате, которая в среднем по стране в 1,5 раза больше предлагаемой чиновниками выплаты.

Если разделить сумму этой помощи на срок действия ограничений в Украине, выходит, что предпринимателям компенсируют по тысяче гривен в месяц. Объём и однократность предоставления помощи отсылают нас к доплатам для пенсионеров. В Украинской бизнес-ассоциации считают, что выплаты не спасут предпринимателей, ведь они набрали у поставщиков товаров на тысячи долларов.

Для среднего и крупного бизнеса компенсаторы не соразмерны – они не смогут даже частично покрыть потери от 2 с лишним недель тотального карантина. А ведь для такого бизнеса тоже нужна поддержка, так как он существенно наполняет бюджет и предоставляет рабочие места. К примеру, ТЦ Украины потеряли 40% доходов из-за карантина выходного дня. К сожалению, с учетом размера помощи на наемных сотрудников теневое трудоустройство остается все еще “выгоднее” “белой” занятости.

В США, для сравнения, предпринимателям на руки выдавали 1 200 долларов, а для крупных компаний внедрялись существенные налоговые льготы.

“Да, если мы посмотрим на наших соседей, суммы, которые выделяются на поддержку бизнеса, без преувеличения, в сотни раз превышают то, что предлагается. Но будем откровенны: мы живем в бедной стране, и деньги, которые мы находим по копейкам, и так для украинского бюджета существенны”, – говорит Пендзин.

Тяжелая ли ноша данной выплаты для нашего бюджета – на самом деле, дискуссионный вопрос. Те 15 млрд грн, которые планируется выделить на помощь, составляют менее полпроцента ВВП.

Скорее всего, деньги найдутся. Источником выплат указан коронавирусный фонд. На данный момент он использован лишь на 65%, и средства из него должны быть перечислены в бюджет на следующий год. А вот в 2021 проблемы все-таки могут возникнуть, ведь в предоставлении транша от МВФ есть сомнения.

Казалось бы, какое дело рядовому украинцу до того, откуда чиновники будут брать деньги под эту помощь? Учитывая то, как выписан закон, при отсутствии средств в бюджете на выплату рассчитывать не стоит.

“Они будут перечисляться по спискам на выплату, которые будут поданы центральным органом власти и в пределах тех сумм, которые будут перечислены из бюджета. Если деньги перечислены не будут, вы можете собирать подписи, но ничего перечислено не будет”, – подчеркивает адвокат Ростислав Кравец.

Вспомним, как правительство помогло кинотеатрам, когда был внедрен локдаун. Тогда помощь обещали предоставить в виде грантов. Соответствующее соглашение подписали только в конце октября, когда кинотеатры уже простояли полгода без посетителей. Когда кинотеатры закрыли на карантин выходного дня, помощь пообещали возобновить, но оказалось, что средств на нее нет.

Суровые проверки и наказания за махинации

Для желающих получить финансовую поддержку, которые предоставят недостоверные данные, предусмотрены санкции. Законодатели никак не могли определиться с их объемом: в одной части законопроекта выписали, что помощь придется вернуть в однократном размере, а в другой части – в двойном. В итоге решили остановиться на втором варианте, “дабы неповадно было”.

“Если вы что-то указали неправильно, взыщут в двойном размере. Откажетесь возвращать – этот приказ сам по себе является исполнительным документом, даже в суд идти никто не будет. Так что подумайте, стоит ли вообще обращаться за этой помощью: “задним числом” придется пытаться обжаловать неправомерные действия центрального органа исполнительной власти”, – подчеркивает юрист Кравец.

Интересно, что выплаты могут быть осуществлены только при наличии средств в бюджете, а вот проверки – наверняка будут. Если предприниматель не будет подаваться на помощь от государства, для него новые инициативы могут оказаться кнутом, а не пряником.

На истинные планы властей может открыть глаза не слишком бросающаяся в глаза норма, зашитая в позитивный закон о поддержке бизнеса. Речь об отмене моратория на проверки во время карантина, который внедрили еще 17 марта.

В Минфине заявляют: мораторий продлился уже слишком долго, риски неоплаты налогов растут, как и риски неоформления трудовых отношений. Проверки на легальность трудоустройства сотрудников и так проходили во время карантина, а теперь к ним добавится и мониторинг уплаты налогов, наличия лицензий на алкоголь и прочее. Проверки отсекут некоторых предпринимателей от требований по компенсациям и помогут наполнить бюджет (в этом году из-за запрета на проверки не досчитались уже 1,5 млрд грн).

Теоретически, резко постучать в двери не должны: субъектов хоздеятельности будут предупреждать о проверках. Но с учетом дистанционной работы возможен и рост количества штрафов из-за недопуска проверяющих. Эксперты склоняются к тому, что, с ростом помощи для ФЛП усилятся их проверки и будет установлен “план по штрафам”. А судя по принятому в первом чтении бюджету на 2021 год, в перспективе для них ситуация только усугубится.

С 1 июля предусмотрено повышение минимальной зарплаты до 6,5 тыс. грн. Казалось бы, это шаг навстречу украинцам. Но на практике улучшение почувствуют немногие, ведь речь идет не о средней зарплате. Зато для работодателей, которые держат украинцев на официальной “минималке” и доплачивают разницу в конверте, налоговые отчисления будут выше.

Кроме того, вместе с проектом бюджета на следующий год рассматриваются и изменения в налоговое законодательство, которые повысят налоговые ставки и акцизы на алкоголь. Прямо говоря, эти изменения не совсем законны. Налоговый кодекс гласит, что такие изменения не могут вноситься позже, чем за полгода до их внедрения. Но из года в год это правило нарушают, и 2020-й, похоже, не станет исключением. Это должно будет собрать в следующем году дополнительно 3,2 млрд грн налогов (уже пятая часть от общей суммы для “карантинной” помощи).

“Карантинную” помощь также внедряют на фоне отмены банковской тайны. По задумке чиновников, банки будут сообщать о движениях средств плательщиков, что также должно помочь налоговикам взыскивать задолженности. Это будет касаться не только “теневой” экономики, но и заробитчан. Так что в карантин “прижмут” и тех, кто получает переводы от своих родственников.

Похоже, при помощи таких мер чиновники и ищут средства под “8 тыс. грн для бизнеса”. Так что предприниматели, которым с одной стороны будет “протянута рука”, с другой получат пинок. Причем в 2021 году жесткие меры “светят” гораздо большему количеству бизнеса, нежели финансовая поддержка.

Ожидание-реальность: другие “сюрпризы” под елку

Бизнес-ассоциации просили правительство внедрить полноценные налоговые каникулы по уплате ЕСВ для ФЛП, ряда предприятий, а также каникулы по уплате налогов на землю и недвижимость, компенсации на тестирование сотрудников.

Помимо помощи в 8 тысяч гривен, некоторым предпринимателям действительно разрешили не платить налоги до мая 2021 года включительно. Но мало того, что это касается 1-й группы ФЛП – речь только о “спящих” ФЛП. Поэтому поблажку на себе ощутят немногие. Остальные же остались ни с чем. Другая помощь предусмотрена лишь для должников перед государством.

Что же касается тех, у кого уже есть долг, его могут списать. Но только в случае, если на 1 ноября он не превышал 3 060 грн. Любой долг не будут облагать штрафом и пеней, если оплатить его за полгода, а если он меньше 6 800 грн, то срок дадут в полгода. Это приятный бонус для предпринимателей, но вряд ли сумма достаточна, чтобы спасти их от банкротства.

Если у компании нет долгов по ЕСВ, можно также получить компенсацию на оплату налога за своих наемных работников. Это будет среднее арифметическое выплат за 10 месяцев. Но и для этой помощи предусмотрены ограничители: взносы должны составлять не менее 1,1 тыс. грн. Если не хватает совсем немного, разницу можно “добить”. Компенсации получит около 120 тыс. юрлиц.

Таже указано, что на время карантина договора аренды коммерческих помещений  продлеваются, арендная плата не начисляется и не выплачивается. Но речь идет только о недвижимости в госсобственности, так что поможет эта норма не самому широкому кругу лиц.

На этом, собственно, помощь от государства заканчивается. Предусмотрены еще выплаты на детей ФЛП. А также – программа “Доступные кредиты 5-7-9%”. Правда, абсолютное большинство кредитов, полученных по этой программе, – это переоформление уже ранее полученных кредитов от тех же самых банков. На развитие бизнеса они не пойдут, и тем, кто оказался на грани закрытия, они вряд ли помогут.

* * *

Если бы малый и средний бизнес видел изменения в борьбе с коррупцией и выведение из тени большого бизнеса, который сегодня работает по схемам и через офшоры, это замотивировало бы украинцев уплачивать налоги и закрывать спящие ФЛП гораздо больше, чем выделение карантинной помощи для ряда избранных. А так как у украинцев серьезных ожиданий на помощь от правительства нет, им остается только одно – надеяться, что власти все же отменят “локдауны” и дадут им возможность нормально работать.

Анна Пешкова, 112.UA

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка