Херсонскому автозаводу «Випос» грозит банкротство

Херсонский завод «Випос» не смог противостоять рыночной конъюктуре.

Херсонский автозавод «Випос» бизнесмена Виктора Постельникова в шаге от банкротства. 20 февраля состоится подготовительное заседание суда, который решит, стоить ли начинать соответствующую процедуру, сказано в постановлении Хозяйственного суда Херсонской области, размещенном в Едином госреестре судебных решений. Инициатором банкротства выступило региональное подразделение налоговой инспекции в Херсоне.

Автомобильный завод «Випос» входит в состав группы Vipos, которая объединяет импортеров и дилеров автомобильных брендов Lamborghini, Brilliance, Soueast, Haima, Bentley, Spyker, Ferrary, Audi и др., компанию «Випос Эйр» (представителя вертолетной техники MD Helicopters) и аэродром для бизнес-авиации «Долина».

История предприятия

На построенном в 2007 г. заводе выпускали автомобили марки Audi методом крупноузловой сборки. В 2009 г. начали производство машины под собственным брендом Ostcar, но в том же году предприятие остановилось. Его мощность составляет 45 тыс. единиц в год.

По словам Постельникова, за время работы предприятия было собрано всего 190 транспортных средств. По словам собеседника, работу «Випоса» пришлось приостановить из?за конфликта с Государственной таможенной службой (сейчас Министерство доходов и сборов. — «Капитал»), которая требовала оплачивать таможенные сборы за ввозимые машинокомлекты для дальнейшей сборки по ставкам готовых машин. Согласно таможенному тарифу, для машинокомплектов ставка импортной пошлины составляет 0%, а для собранных автомобилей — 10%. Кроме того, на судьбу предприятия негативно повлияло падение украинского автомобильного рынка в четыре раза по сравнению с 2008 г., добавляет Виктор Постельников.

Причины конфликта

В постановлении суда указано, что завод должен «превышающую триста минимальных размеров заработной платы (около 350-360 тыс. грн. — «Капитал»)». Виктор Постельников рассказал, что в прошлом году на сессии горсовета Херсона было принято решение о повышении ставки налога за землю в четыре раза, в результате чего образовалась задолженность чуть более 300 тыс. грн. «Мы ищем пути дотирования завода», — отметил он, уточнив, что затраты на его содержание «сумасшедшие». Старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец говорит, что в соответствии с украинским законодательством такая сумма долга позволяет признать предприятие банкротом.

Автоматизированной системой по отбору кандидатов на назначение арбитражного управляющего по делам о банкротстве на эту должность отобран Сергей Дяченко. В разговоре с «Капиталом» он впервые узнал о том, что может быть назначен арбитражным управляющим: «Я об этом ничего не знаю… сюрприз». Соответственно он отказался прокомментировать постановление суда, сославшись на то, что не знаком с деталями процесса. Комментарий ГУ Миндоходов в Херсонской области «Капиталу» не предоставили.

Свободного места нет

Ростислав Кравец напоминает: результатом процедуры банкротства не будет обязательно ликвидация предприятия. Есть также возможность санации, что позволит выжить заводу и в будущем вновь заработать. Виктор Постельников сказал, что планы возобновить работу завода есть, отказавшись от более конкретных комментариев. Но сейчас нет экономического смысла открывать в Украине новые предприятия по производству автомобилей, поскольку работающие автозаводы, производственные мощности которых достигают 380-400 тыс. автомобилей в год, загружены только на 11-12%, считает старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко. «Стоило открывать новые предприятия в 2008 г., когда работающие заводы были загружены на 100%, но не сейчас», — поясняет он.

Восстановить автоотрасль и дать возможность для развития новых игроков благодаря введенным в прошлом году спецпошлинам не получится, ведь эти меры должны защитить уже работающих автопроизводителей, а не создавать условия для повышения инвестпривлекательности, считает директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников. По его словам, введенные пошлины на импорт и утилизационный сбор помогли отечественным производителям увеличить долю на автомобильном рынке с 12% в апреле до 32% в декабря 2013 г.

Дмитрий Уляницкий, Капитал

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка