Евробляхеры обвалят цены на б/у авто

На прошлой неделе парламент принял в первом чтении законопроекты о доступной растаможке евроблях (№ 4643-д и 4644-д). В них заложен новый механизм переоформления авто на иностранной регистрации. «Минфин» оценил, как разрешение вопроса с евробляхами повлияет на авторынок.

На прошлой неделе парламент принял в первом чтении законопроекты о доступной растаможке евроблях (№ 4643-д и 4644-д).

Принятие законопроектов прошло на фоне акций протестов евробляхеров, которые требовали внести в повестку дня ВР другой законопроект — № 3704. В нем предлагается другая формула растаможки, но главное — увеличение транспортного сбора с владельцев новых авто.

Но в итоге общественная организация АвтоЕвросила, которая отстаивает интересы бляхеров, дала отмашку на прекращение протестов и заявила, что будет добиваться изменений условий растаможки в проекте ко второму чтению. Так что в итоговом документе могут быть изменения.

Также остается немало вопросов по запуску новой льготной растаможки. Во-первых, все ли авто смогут переоформить по формуле, во-вторых, как массовая растаможка евроблях повлияет на авторынок. Ведь не исключено, что владельцы блях начнут массово избавляться от этих авто, что может сказаться на средних ценах в сегменте подержанных иномарок.

Что записано в проектах

Напомним основные нововведения проектов № 4643-д и 4644-д:

-Льготной растаможке подлежат авто, которые были ввезены в Украину до 31 января 2020 года и находятся в режиме временного ввоза или транзита.

-Легковое авто на иностранной регистрации должно быть не ниже стандарта Евро-2 (под эту категорию подпадают авто, выпущенные в1995 г и позже), а грузовое — не ниже стандарта Евро -5 (с 2009—2010 гг.).

-На одного человека можно растаможить по одному авто из следующих категорий: легковое, грузовое или прицеп.

-Режим льготной растаможки будет действовать 180 дней с даты вступления закона в силу. Закон вступает в силу через 2 месяца с момента публикации. По этому пункту возможны изменения. В «АвтоЕвросиле» анонсировали переговоры с профильным комитетом по пересмотру сроков растаможки в проекте ко второму чтению.

-Растаможка авто будет проводиться по формуле: базовая ставка +Ve+Fe, где базовая ставка, привязанная к возрасту авто. Она составляет от нуля (для авто до 9 лет) до 150 евро (для 15-летних машин). Ve — объем двигателя в кубических сантиметрах умноженный на коэффициент. Коэффициент зависит от объема двигателя и варьируется от 0,2 до 0,5. Fe — ставка налога, которая зависит от типа мотора. Она составляет 100 евро для всех авто, кроме гибридных и электрокаров (для них ставка — нулевая).

-НДС будут рассчитывать не с полной стоимости авто, как сейчас, а от суммы, рассчитанной по формуле. То есть, если по формуле за растаможку насчитают 600 евро, то НДС — 20% от этой суммы или 120 евро.

-Ввозная пошлина в размере 10%, которая сейчас действует при импорте всех автотранспортных средств, при льготной растаможке начисляться не будет.

Таким образом общая сумма растаможки любой евробляхи не должна превысить тысячу евро, а во многих случаях будет еще дешевле. Это, бесспорно, главный плюс проектов, ведь многие евробляхеры не таможили авто именно из-за цены.

Выигрывают владельцы дорогих авто

В отличие от предыдущих формул растаможки, включая действующую, в новой формуле не учитывается стоимость авто.

С одной стороны, это плюс так как убирается одна из самых коррупционных составляющих, — отмечают в Институте исследова-ний авторынка.

Завышение стоимости авто на таможне давно уже стало проблемой номер один для владельцев подержанных иномарок. Ведь все налоги (НДС, ввозная пошлина, то есть, в общей сложности треть от стоимости транспортного средства) сильно зависели от того, в какую сумму оценят авто.

Таможня же зачастую оценивала выше реальной стоимости, причем, нередко — в разы. Это аргументировали тем, что, дескать, водители занижают инвойсы. Таможенники взяли на вооружение так называемую методику Шваке, когда при оценке авто учитывается его цена в салоне, степень износа, средний ценник на вторичном рынке. То есть, получалась цифра в буквальном смысле с потолка. А, чтобы получить более низкую оценку, приходилось искать «своих»” брокеров, услуги которых стоили недешево (до 500 долларов и выше).

Если же новые проекты получат статус законов, от завышенной оценки удастся избавиться.

С другой стороны, как говорит один из руководителей «АвтоЕвросилы» Александр Чернявский, растаможка получается «несправедливой», ведь одинаковую сумму придется платить и за дорогое авто, и за иномарку эконом-класса.

«Чем новее и, соответственно, дороже авто, тем меньше придется заплатить. Растаможка элитных авто обойдется дешевле, чем бюджетной малолитражки», — отмечают эксперты Института исследований авторынка.

К примеру, растаможка авто за 3 тысячи евро и за 30 тысяч евро с примерно одинаковыми исходными данными (тип двигателя и его объем) будет стоить в районе тысячи евро. Но для авто за 3 тысячи это 30% стоимости, а для машины за 30 тысяч — только 3%.

«Вечные» евробляхи и распродажа на авторынках

«С принятием законов по льготной растаможке всплывет и ряд практических вопросов», — говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Один из главных — как переоформить авто, если с документами на него есть проблемы. А таких случаев будет немало. Ведь в свое время авто на еврономерах оформлялись на иностранных собственников или зарубежные фирмы (литовские, польские), в том числе, «однодневки».

По прошествии нескольких лет многие формальные европейские собственники попытались избавиться от проблемного имущества, а некоторые фирмы давно закрылись. То есть, найти «собственника», чтобы он снял с учета авто по месту регистрации и оформил сделку купли-продажи с украинским водителем, удастся далеко не всем.

Что делать тем, кто не сможет переоформить документы — вопрос открытый. Ведь согласно отечественному законодательству не снятые с иностранной регистрации автомобили к таможенному оформлению в Украине не допускаются.

Глава компании AutoConsulting Олег Омельницкий считает, что многие евробляхеры могут отказаться таможить авто по новой формуле и из-за цены. «Она все же отлична от нуля, а те, кто покупал авто за 500 евро, вряд ли захотят платить за переоформленние тысячу», — говорит эксперт.

Впрочем, с учетом того, что на сегодняшний день по дорогам страны колесит 500−750 тыс евроблях, даже растаможка части из них может буквально взорвать рынок.

Дело в том, что сейчас евробляхи фактически не влияют на уже сложившуюся ценовую конъюнктуру украинского рынка б/у авто. На перепродажу выставляются авто, которые прошли растаможку по достаточно высоким расценкам, и эти затраты учтены в ценнике.

К примеру, BMW 520 2009 года выпуска на украинской специализированной площадке по продаже авто стоит около $11 тыс. Но в Германии цена аналогичного автомобиля — всего порядка $6 тыс. То есть, если владелец такого авто на евробляхах растаможит его за тысячу евро, то сможет выставить машину на перепродажу за $7,5−8 тыс и при этом не только покрыть все расходы, но и заработать.

Тогда как для собственника авто, растаможенного в прошлые годы, такой ценник — сплошные убытки.

Еще больший ценовой разрыв может быть по дорогим иномаркам, растаможка которых ранее стоила целое состояние, а с принятием новой формулы подешевеет в разы.

«Возможны временные искажения цен на автомобили. Растаможенные по специальным условиям машины могут появиться в продаже по ценам ниже рыночных. Особенно — элитные авто, разница по которым может составлять до нескольких десятков тысяч долларов», — отмечают в Институте исследований авторынка.

Понятно, что потенциальным покупателям б/у авто такая ситуация выгодна, ведь появляется возможность сэкономить. Но вот для продавцов подержанных иномарок это чревато сплошными разочарованиями, так как придется отдавать авто со значительным дисконтом.

Минфин

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка