Борьба за пенсионеров. Почему “Укрпошта” убирает банковские терминалы из отделений

Госкомпания “Укрпошта” прекращает работу 2000 банковских терминалов в своих отделениях. Фокус выяснил, что случилось и чем обернется эта история для клиентов банков и компании.

Генеральный директор компании “Укрпошта” Игорь Смелянский на прошлой неделе сделал сенсационное заявление.

Будь всегда в курсе событий вместе с телеграм-каналом Быстрый Фокус.

“По моему приказу выключаются все терминалы банков в отделениях Укрпошты. Там теперь будут стоять только наши терминалы. Так что кто в селе остался, тот и обслуживает клиентов“, — написал топ-менеджер на своей странице в Facebook. Свое решение Смелянский обосновал тем, что Минсоцполитики и Пенсионный фонд выступили за перевод пенсионеров на обслуживание в банки, что было поддержано правительством (об этом далее).

“Пенсионный фонд и Управление соцзащиты (хотя фраза “социальная защита” воспринимается все более как троллинг пенсионеров) по схеме “хочешь субсидию — шуруй в банк” начали туда переводить даже людей с инвалидностью. И каждый день мы получаем звонки и сообщения от клиентов, которым ПФ отказывает в переходе на обслуживание в “Укрпошту”, — отметил Игорь Смелянский. По его мнению, с “Укрпоштой” идет “гибридная война”.

Укрпошта, доставка пенсий, выплата пенсий, минсоцполитикиfullscreen.89c4f5af89
В Минсоцполитики говорят: “Сейчас выплату и доставку пенсий осуществляет “Укрпошта” на монопольных условиях”

“Укрпошта” и Минсоцполитики: источник конфликта

Все началось в начале апреля, тогда Кабмин поддержал предложение Министерства социальной политики о переводе на обслуживание в банки пенсионеров, которые получают пенсии через “Укрпошту”. Решение правительства было таким: с 1 сентября 2021 года пенсии будут начисляться большинству пенсионеров на счета в банки. Исключения – лица с инвалидностью первой группы, лица, которые по заключению врачебно-консультативной комиссии не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянном постороннем уходе, пенсионеры категории “80+”, а также получатели государственной соцпомощи.

В решении правительства отмечено, что пенсионеры должны выбрать банковское учреждение до 1 сентября 2021 года. Если получатель не сделает этого в указанный срок, счет автоматически откроют в банке, который определит Кабмин.

“Человек сможет в любой момент изменить уполномоченный банк по собственному желанию”, – сообщили в Минсоцполитики. Кроме того, министерство намерено провести конкурс по выбору оператора по доставкой пенсий.

“Сейчас выплату и доставку пенсий осуществляет “Укрпошта” на монопольных условиях”, – объяснили в министерстве. Все указанное зафиксировано в постановлении КМУ №277.

Позже премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что решение нужно пересмотреть.

Укрпошта, Укрпочта, выплата пенсий, терминалfullscreen.89c4f5af89
В решении правительства отмечено, что пенсионеры должны выбрать банковское учреждение до 1 сентября 2021 года.

“На встрече с премьер-министром Украины 30 апреля было озвучено решение, что переход пенсионеров на карточки — это сугубо добровольное дело, и никто не имеет права нарушать права пенсионеров, особенно в 96% населенных пунктов Украины, где нет банков”, — отметил Игорь Смелянский. [По данным Государственной службы статистики, банки имеются лишь в 3,9% населенных пунктов Украины, а банкоматы – в 4,3% населенных пунктов, — Ред.]

По словам главы “Укрпошты”, несмотря на поручение премьера отработать изменения в постановление о переводе пенсионеров в банки, представители министерства на местах начали “расшатывать ситуацию” (видимо, речь о попытках министерства следовать постановлению и способствовать переводу пенсионеров в банки, — Фокус).

Стоит отметить, что обслуживание пенсионеров – доставка пенсий на дом – одна из важнейших статей доходов компании “Укрпошта”. Тарифы на доставку пенсий недавно были повышены — 31 марта Кабмин повысил тариф “Укрпошты” на доставку пенсий в городе с 1,15% до 1,3% от размера пенсии, в селе и поселках городского типа – с 2,3% до 2,65%. Всего на дому получают пенсии 3,5 млн. человек.

Возможная потеря контракта “Укрпошты” на обслуживание пенсионеров из-за перевода их в банки по инициативе Минсоцполитики – ключевая причина происходящего конфликта, вследствие которого Игорь Смелянский заявил об остановке работы банковских терминалов в отделениях компании. Цена вопроса, по некоторым оценкам, – более 2,5 млрд. грн.

Борьба за пенсии

“Конфликт между ПФУ и Укрпоштой длится уже несколько лет. Камень преткновения – тарифы на доставку пенсий. Пенсионный фонд добивается минимальной стоимости, “Укрпошта” настаивает на повышении, ссылаясь на инфляцию, рост уровня минималки. При этом очевидно, что предоставить эту услугу в удаленных маленьких населенных пунктах больше просто некому. Поэтому решение вопроса без участия “Укрпошты” найти физически невозможно”, — считает заместитель председателя правления банка, пожелавший остаться не названным.

Сейчас в отделениях “Укрпошты” установлены терминалы ПриватБанка и Райффайзен Банка Аваль. По данным “Укрпошты”, речь идет о двух тысячах терминалов в отделениях госкомпании. Именно эти терминалы компания остановит.

Укрпошта, банкоматы, банковский терминал, пенсия, приватбанк, райффайзен банк авальfullscreen.89c4f5af89
Сейчас в отделениях “Укрпошты” установлены терминалы ПриватБанка и Райффайзен Банка Аваль

Источник в одном из банков сообщил, что на банк такое решение слабо повлияет, так как тарифы для почтового оператора были самые лояльные, потому особой потери в комиссионном доходе по итогам решения Игоря Смелянского не будет. В Ощадбанке, который обслуживает многих пенсионеров по всей стране, так прокомментировали новости о прекращении работы банковских терминалов в отделениях “Укрпошты”: терминалов банка там нет, но банк предлагал “Укрпоште” разместить их там для предоставления возможности получения клиентами наличных в точках “Укрпошты”. Впрочем, компания отказалась реализовывать такой проект.

“Увеличение количества пенсионеров, получающих пенсии через банковские счета, и снижение количества пенсионеров, получающих пенсии через почту, – это тренд последних лет, а не последних дней или месяцев”, — отмечает Антон Тютюн, член правления Ощадбанка.

Эксперты по-разному оценили происходящий между “Укрпоштой” и Минсоцполитики конфликт, который задел банки. Адвокат, старший партнер АК “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец уверен, что решение Кабмина о переводе пенсионеров в банки – незаконно, и уже есть люди, готовые оспаривать его в суде.

“Желание это не столько банков и банковского лобби, сколько чиновников — полностью взять под контроль пенсионеров и физически иметь возможность лишать их средств к существованию. Само постановление правительства, на мой взгляд, незаконно, и сейчас мы готовим иск для его оспаривания. Уже есть 6 истцов”, — сообщил Кравец Фокусу.

По мнению эксперта экономических программ Украинского института будущего (UIF) Даниила Монина, стратегия правительства, которое поддерживает перевод пенсионеров в банки, в целом, правильная.

“Очевидно, что вопрос социальный, но количество пенсионеров, получающих деньги кэшем, — очень большое – 40-50%. Я думаю, процесс нужно двигать в сторону банковского обслуживания. Но начинать, очевидно, надо с больших городов, потом городов поменьше, а потом думать, что делать там, где нет банкоматов совсем”, — прокомментировал Даниил Монин.

Изначально сообщалось, что “посторонние” банкоматы в отделениях “Укрпошты” отключат 19 мая. Позже уточнили, что отключение будет происходить по решению руководителя отделения, но с июня все терминалы уже точно отключат.

Позиции обозначены. А дальше что?

Опрошенные Фокусом эксперты говорят, что в любом случае “гибридная война” между министерством и госкомпанией ни к чему хорошему не приведет. Самым очевидным последствием может быть потеря клиентами банков (а, значит, и пенсионерами) свободно получать наличные в отделениях “Укрпошты”.

“Больше всего пострадают пенсионеры, у которых будут проблемы с получением пенсий. Выход может быть один — это устроить тендер для всех участников рынка, кто безопаснее и быстрее доставит выплаты пенсионерам, а не искусственно поддерживать “Укрпошту” на плаву”, — отметил Игорь Ясько управляющий партнер ЮК Winner.

В самой “Укрпоште”, впрочем, заверили, что от остановки работы терминалов банков почти никто не пострадает, так как, кроме банковских, у компании есть и собственные терминалы, которые также позволяют получать наличные по картам.

Игорь Смелянский, Укрпочта, Укрпошта, доставка пенсийfullscreen.89c4f5af89
Игорь Смелянский напоминает: “На встрече с премьер-министром Украины 30 апреля было озвучено решение, что переход пенсионеров на карточки — это сугубо добровольное дело, и никто не имеет права нарушать права пенсионеров”

“Сеть собственных терминалов насчитывает 5 тыс единиц, уже покрывает 80% всех автоматизированных отделений “Укрпошты”. Партнерские терминалы (банков, — ред.) расположены преимущественно в автоматизированных и неавтоматизированных отделениях в селах и пгт. В тех автоматизированных отделениях “Укрпошты”, где расположены партнерские терминалы, которые прекращают свою работу, клиенты “Укрпошты” и в дальнейшем смогут получать услуги: платить карточкой за услуги, пополнять/снимать с карточки наличные. В неавтоматизированных отделениях партнерские терминалы были настроены только на снятие наличных с карты или на пополнение карточки. После отключения партнерских терминалов такая услуга будет невозможной”, — рассказал Фокусу Игорь Смелянский. Он также сообщил, что “Укрпошта” покупает сейчас еще 2,5 тыс терминалов, и будет их устанавливать в селах, а в 2022 планирует предоставить терминалы практически всем своим почтальонам.

Результатом продолжающегося конфликта может стать и реализация идеи Игоря Смелянского по покупке “Укрпоштой” собственного банка. Ранее компания добивалась от НБУ банковской лицензии, но в прошлом году Нацбанк твердо отказал госкомпании в ее предоставлении. Тогда в НБУ заявили, что разрешить компании предоставлять банковские услуги – нелогично, не конкурентно и рискованно. Потому теперь гендиректор компании Смелянский говорит об идее приобрести небольшой банк. А обслуживание пенсионеров позволит “Укрпоште” в один момент завести в свой банк, как минимум, 3,5 млн. клиентов, которым компания доставляет пенсии.

Укрпочта, Укрпошта, банкfullscreen.89c4f5af89
Следующим шагом может быть приобретение “Укрпоштой” небольшого банка

“Не исключено, что этот ультиматум – часть давней стратегии “Укрпошты” получить банковскую лицензию. Но локальная задача гораздо проще: компания хочет сохранить право доставлять пенсии на дом. При этом добивается повышения тарифа на эту услугу. Это — весьма ощутимая статья доходов предприятия, за нее и борется менеджмент компании. Впрочем, банковская лицензия, думаю, преследует примерно те же цели”, — отметил анонимный эксперт одного из банков.

Впрочем, если правительство твердо намерено лишить “Укрпошту” монополии на доставку пенсий, то вскоре должен будет состояться тендер Минсоцполитики на выбор подрядчика по надомной доставке пенсий. По его результатам станет ясно, сохранит ли “Укрпошта” за собой рынок таких услуг, или же на рынке появятся другие операторы, что разделят лакомый “пенсионный пирог”.

ФОКУС

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка