Еще в 2017 году президент Петр Порошенко анонсировал появление в Украине нового правоохранительного органа – нацбюро финансовой безопасности. 19 марта в ВР внесли законопроект №8157 о новой структуре. 105 страниц законопроекта еще будут корректировать депутаты, но уже на стадии эскиза к будущему бюро выдвигают ряд претензий.
NewsOne.ua разбирался, чем будет заниматься новая правоохранительная структура в многочисленном пантеоне украинских органов власти, кто будет ее контролировать и почему деятельность нового бюро вступает в конфликт с функционалом НАБУ.
Чистить финансы
Нацбюро финансовой безопасности (НБФБ) будет заниматься оценкой рисков в финансовой сфере, расследованием и раскрытием финансовых преступлений. Инициаторы законопроекта – пятеро депутатов, и первой в списке идет нардеп от БПП, глава комитета ВР по налоговой и таможенной политике Нина Южанина. В пояснительной записке к объемному законопроекту они указывают, что правоохранители сейчас неэффективно противодействуют угрозам финансовой безопасности. Значит, нужно забрать у Государственной фискальной службы несвойственные ей правоохранительные функции, сократить подразделения по защите экономики в Нацполиции, МВФ, СБУ. Государственный бюджет, с учетом этих сокращений, нужно перекроить и за счет освободившихся средств создать НБФБ.
Учитывая грядущие сокращения, сразу становится понятно, откуда возьмутся и сотрудники нового бюро. В законопроекте нет фильтров для бывших правоохранителей, а значит, они смогут участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей.
“Я не исключаю, что более 60% сотрудников новой структуры будут из бывших сотрудников налоговой милиции. Других взять неоткуда. Тут вопрос не коррупции, просто люди с луны не берутся – чтобы стать профессионалом, нужно время. Поэтому более 60% будет из состава бывшей налоговой милиции или других органов”, – считает старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
В структуру бюро войдут центральный аппарат, семь территориальных органов и тренинговый центр. Численный состав не должен превышать 4 тыс. человек.
Среди задач, которые предлагают закрепить за НБФБ:
- сбор и систематизация информации в сфере публичных финансов;
- определение рисков на основании оценки данных;
- оценка рисков и угроз, составление прогнозов;
- выявление преступных схем, технологий и механизмов, их раскрытие и расследование
- оценка законодательства, составление аналитических выводов рекомендаций для органов власти;
- борьба с преступностью в налоговой, таможенной и бюджетной сферах.
Последний пункт – один из множества спорных: НБФБ будет наступать на пятки Национальному антикоррупционному бюро.
Функционал НАБУ
Авторы законопроекта предлагают дополнить Уголовный кодекс новой статьей 191-1 “Присвоение, растрата или завладение бюджетными средствами путем злоупотребления служебным положением”. В предложенных изменениях в Уголовный процессуальный кодекс, детективы НБФБ будут вести досудебные расследования таких преступлений. То есть у НАБУ все же откусят часть работы.
Но сфера интересов бюро будет широка. Подследственность охватывает 33 статьи Уголовного кодекса, том числе порядок финансирования политпартий и агитации (ст. 159), злоупотребление властью и служебным положением (ст. 364), служебная подделка (ст. 366), нецелевое использование бюджетных средств (ст. 210), выпуск нормативных актов, которые сокращают поступления в бюджет (ст. 211) и т.д.
У бюро будет неограниченный доступ к информации – список информационных ресурсов, который описан в законопроекте, не является исчерпывающим, а там все реестры и базы данных. То есть в зоне внимания НБФБ – вся экономическая деятельность страны, которую осуществляют все субъекты хозяйствования и физлица.
“Появляется финансово-силовой, финансово-репрессивный монстр. Очевидно, что это попытка реализовать изменения в пользу президента. Контроль над финансами – ключевая сфера, которая его интересует больше всего. Именно поэтому он так пристально контролировал банковскую систему (минус 100 банков). Тот, кто сейчас контролирует финансы, тот будет контролировать выборы. Поскольку это формирование избирательных фондов, тайное финансирование, контроль над бизнесменами, – говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. – Финансирование новых антикоррупционных органов – НАБУ и НАПК – в последние два года – это 2,3 млрд грн. Им оставят то же финансирование, но покажут, чем они больше не будут заниматься. Не стоит ожидать, что НАБУ закроют, но мы видим, что от него системно откусывают части полномочий: НАПК, созданное ГБР (Государственное бюро расследований, – ред.), теперь НБФБ. Стратегия на удушение НАБУ, безусловно, прослеживается со стороны власти”.
Умеренный контроль
НБФБ будет возглавлять директор. Срок его полномочий будет составлять пять лет и переизбираться он сможет не больше двух раз подряд. Кандидатов на пост директора будет отбирать конкурсная комиссия из девяти членов – по три от президента, ВР и Кабмина. Комиссия выберет 2-3 кандидатов, а окончательное решение принимает уже президент. Он же и увольняет директора НБФБ. Функционал ВР тут минимален: там разве что могут подать представление на увольнение директора – для этого нужна поддержка не менее 150 нардепов.
НБФБ будет подотчетной и президенту, и ВР. Каждый год директор должен будет подавать отчет о работе бюро в парламент и гаранту. Но поскольку на президенте замыкается руководство, отчетность формальна.
С общественным контролем тоже есть вопросы. При центральном аппарате и территориальных органах бюро будут действовать общественные советы. Но их функционал трудно назвать обширным – они будут заслушивать отчеты о деятельности, делать выводы и выбирать из своего состава одного человека в квалификационно-дисциплинарную комиссию НБФБ. Остальные функции будут прописаны в положении об общественном совете, а само положение своим указом примет НБФБ. То есть общественный контроль замыкается на нормативке самого бюро.
Квалификационно-дисциплинарные комиссии будут действовать при центральном аппарате и территориальных подразделениях. Они будут следить за проведением конкурса на вакантные должности и вести дисциплинарные производства сотрудников бюро. Но здесь может быть перекос голосов. В дисциплинарную комиссию центрального аппарата войдут семь человек: четырех назначит директор НБФБ, двое будут представителями комитетов ВР (правоохранительного и по налоговой и таможенной политике) и один – от общественного совета. То есть при голосовании большинство, так или иначе, в пользу НБФБ.
Менять и голосовать
“Сам законопроект рамочный, как и по другим правоохранительным органам, – говорит Ростислав Кравец. – Это общие декларативные принципы. Единственный вопрос – возможность как органу досудебного расследования проводить оперативно-розыскную деятельность и иметь доступ к съему информации с каналов связи. Это то, с чем столкнулось и с чем имеет проблему НАБУ. В дальнейшем же все будет зависеть от того, как руководство наладит свою работу: будет ли прислушиваться к мнению политических лидеров либо будет соблюдать законодательство”.
Но законопроект еще должен пройти все парламентские круги, и за это время НБФБ может как потерять, так и приобрести функционал.
“Борьба будет. Она идет между Народным фронтом”,с одной стороны, с другой стороны, есть две группы внутри власти: одна ориентирована на западных партнеров, вторая – на окружение президента, – говорит Руслан Бортник. – Пока что они между собой не до конца согласовали, кто будет доить эту корову, кто и в каких параметрах будет контролировать этот орган, какими будут его полномочия”.
Анна Гончаренко, NewsOne