Закон выживания: зачем нужно очищение украинского страхового рынка

После принятия Радой закона о «сплите», регулирование украинского рынка страхования перешло к НБУ. В результате принятия новых постановлений многие страховые закрылись, а у части компаний – это еще впереди. Ситуация с пандемией усилила тенденцию к падению страховых компаний. Не все из них смогли сфокусироваться на своих сильных сторонах и выжить.

Сейчас рынок страхования подвергается чистке, точно так же, как когда-то это было с банковским. Но чтобы он стал прозрачным и близким к международным стандартам, его регулирование должно быть сильным и системным.

PG разбиралось, как ведется надзор за украинскими страховщиками в 2021 году, почему страхованию доверяют отнюдь не все, и как очищение рынка поможет это исправить.

Как регулируется деятельность страховщиков в Украине

С 2018 года началось поэтапное ужесточение нормативов платежеспособности и достаточности капитала страховых компаний согласно постановлению №850 Нацкомфинуслуг. Вместе с этим после принятия Верховной Радой законопроекта №1069-2 о «сплите», регулированием рынка страховых компаний стал заниматься Национальный банк (НБУ). Регулятор начал вводить новые требования к минимальному размеру капитала страховых компаний: 48 млн грн для тех, кто занимается страхованием жизни, и 32 млн грн для тех, кто занимается другими видами страхования. Начиная с 30 июня 2020 года, страховые компании должны были начать выполнять эти нормативы на уровне 100%.

«Становясь регулятором, мы открыто сказали, что страховым нужно будет обязательно выполнять нормативы, не нарушать закон о финмониторинге, раскрыть собственников. Те компании, которые не хотели этого сделать, решили, что им удобнее покинуть рынок», – заметила первый замглавы НБУ Катерина Рожкова.

Как сообщили в комментарии эксперты международной юридической фирмы INTEGRITES: партнер практики банковского и финансового права Игорь Красовский и юрист практики банковского и финансового права Ирина Пинчук, СК относятся к высокорисковым финансовым учреждениям. В связи с этим в законодательстве предусмотрены меры воздействия за его нарушения.

«А именно, в случае нарушения СК требований по минимальному размеру собственного/регулятивного капитала, нормативов достаточности капитала и платежеспособности, ликвидности, доходности, качества активов и рискованности операций и других обязательных требований НБУ имеет право применить меры воздействия к нарушителю, в том числе путем принятия решения об устранении нарушения или причин, вызвавших нарушения», – сообщают они.

Игорь Красовский и Ирина Пинчук добавили, что если страховые компании не выполнят решения регулятора об устранении нарушений, НБУ будет иметь право ограничить или остановить действие их лицензий.

В феврале 2021 года Нацбанк принял два новых документа – Положение о мерах воздействия на рынках небанковских финуслуг и Положение об особенностях мер воздействия в виде отстранения руководства от управления финучреждением и назначения временной администрации. Этим он расширил спектр мер воздействия в зависимости от характера обстоятельств, причин и последствий нарушения, а также риска для вкладчиков и клиентов учреждения.

Теперь у небанковских финучреждений могут потребовать устранить нарушения, созвать внеочередное собрание участников финучреждения, оштрафовать, временно приостановить или аннулировать лицензию, или даже исключить компанию из реестра. В случае с высокорисковыми сегментами рынка, куда входят и страховщики, регулятор сможет даже отстранить руководство от управления и назначить временную администрацию.

Вместе с этим НБУ определил пять признаков рисковой деятельности страховых компаний и пообещал проверить 15 СК. Из информации на сайте, регулятор проверит следующие страховые компании: Украинская страховая группа, Доверие и Гарантия, «УПСК», U.S.I., СГ «ТАС», Международная СК, Обериг, UBI-COOP, АСКО-Медсервис, Арсенал Лайф, Евроинс Украина, PZU Украина, НАСК «Оранта», МетЛайф, Мотор-Гарант. По какому признаку отбирал их регулятор — непонятно. Но туда не попали известные всему рынку компании. Речь идет об Арсенал-страховании, ВУСО, Альянс, АСКА. Если просуммировать суммы исходящего перестрахования по этим 4 компаниям получится 3 млрд грн. Эксперты рынка считают, что большие объемы исходящего перестрахования могут быть признаками схемной работы страховых компаний.

Так, например, глава Украинского аналитического центра Борис Кушнирук омечает: «Перестрахование, особенно если это перестрахование на заграницу, может быть связано с отмыванием денег. Здесь нужно смотреть, у кого перестраховываются. Если они перестраховываются в реальных компаниях – это одна история. Если это какие-то странные контрагенты, то не исключено, что за этим стоит просто механизм вывода денег».

А партнер юркомпании «Кравець і Партнери» Ростислав Кравец, делает еще более резкое заявление: «Перестрахование рисков в основном и связано с обналичиванием денег. Как мы понимаем, рынок страхования в Украине находится в полудиком состоянии. Есть отдельные направления, но что касается имущественного страхования, тем более когда речь идет о страховании предприятий, предприятий энергокомплекса, то в 99% случаев, на мой взгляд, это связано исключительно с желанием уклонения от уплаты налогов, обоснованностью повышения тарифов и так далее», – говорит Кравец.

Эксперты INTEGRITES добавляют, что поскольку с момента перехода к НБУ полномочий по осуществлению надзора за небанковскими финансовыми учреждениями прошло довольно мало времени, на сегодня еще недостаточно практики для оценки подходов регулятора к порядку применения той или иной меры воздействия.

Зачем нужно очищение страхового рынка

Несмотря на принятые меры, игроков на рынке становится все меньше, и эта тенденция будет только усиливаться. Рожкова заявляла, что около 35-45% страховых компаний не соответствуют требованиям постановления №850.

По оценкам экспертов, в 2021 году со страхового рынка уйдут еще минимум 25 компаний, из них – 12-14 страховщиков, которые продают ОСАГО.

Источники на страховом рынке сообщают, что сейчас в зоне риска находятся страховые компании: U.S.I., Обериг, Кредо, UBI-COOP, Оранта, Альфа-гарант, Харьковская муниципальная страховая компания, Интер-полис, Кредо, Аско Донбасс северный, Омега, Глобал-гарант, Международная страховая компания и Мега-гарант. Часть из них в 2021 году проверит НБУ.

Но проблемы страховых компаний заключаются не только в несоответствии нормативам. Например около 70-80 компаний имеют непрозрачную структуру собственности. А около трети страхового рынка обслуживают неизвестные аудиторские компании. Еще на рынке практически не регулируется работа актуариев – специалистов, которые считают вероятность наступления страхового события и определяют стоимость страхования. Еще к числу факторов, которые негативно влияют на рынок страхования в Украине можно отнести недостаточно эффективную систему управления рисками и низкое качество управления, которое встречается в некоторых СК.

Пока что страховой рынок демонстрирует закрытый характер деятельности большинства компаний, слабый сектор страхования жизни и неготовность к внедрению пенсионного и медицинского страхования. По данным Лиги страховых организаций, на рынке нет достаточно качественных систем учета, надзора и раскрытия информации о страховой деятельности. Это отражает отсутствие системности в развитии рынка и недостаточность целенаправленной государственной политики.

«На сегодня система оценки платежеспособности страховых компаний в Украине является упрощенно адаптированной формой европейской системы оценки платежеспособности Solvency I, что не позволяет регулятору своевременно получать актуальную информацию о деятельности страховщика и своевременно реагировать на потенциальные проблемы (например, несоблюдение достаточного уровня платежеспособности)», – рассказывают эксперты INTEGRITES.

Эти факторы влияют на картину страхового рынка Украины. Из-за недостаточного регулирования деятельности страховых компаний, у конечного потребителя слишком мало гарантий того, что страховщик выполнит свои обязательства в полной мере, и адекватно оценит страховой случай, если он наступит. Все это очень подрывает уровень доверия к страхованию молодого украинского рынка страхования. Текущее развитие инфраструктуры страхового рынка дает негативные последствия: низкий уровень обслуживания, уменьшение спроса на услуги.

Любой закон выживания предполагает, что слабые и ненадежные должны уйти, особенно это касается кризисных времен, когда рынок и компании падают. Качественное очищение рынка регулятором поможет убрать компании с очень низкой ликвидностью, для того, чтобы остались крупные и платежеспособные компании. Это усилит доверие к страхованию, и сможет сделать рынок прозрачным.

«Национальный банк как регулятор должен адекватно и своевременно реагировать на нарушения со стороны игроков небанковского финрынка. Ведь только так можно обеспечить защиту законных прав и интересов потребителей и кредиторов банков», — цитирует директора Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финучреждений Ольгу Гурбич пресс-служба НБУ.

Игорь Красовский и Ирина Пинчук напоминают, что с момента, когда Нацбанк принял на себя функции регулятора рынка небанковских финансовых услуг, было аннулировано 11 лицензий СК по их собственной инициативе, но не было принято ни единого решения о принудительном отзыве лицензии страховой компании, зато было принято одно решение о принудительном отзыве лицензии на осуществление валютных операций.

Эксперты добавляют, что путем подписания Соглашения об ассоциации с Европейским союзом Украина взяла на себя международные обязательства в части развития рынка страховых услуг. В соответствии со Стратегией развития финансового сектора до 2025 года, НБУ должен разработать обновленную законодательную базу для развития рынка страховых услуг и имплементации положений актов законодательства ЕС до 2023 года.

Среди ключевых проектов законов ожидается, что НБУ разработает новый закон «О страховании», целью которого является совершенствование требований к финансовому состоянию, платежеспособности, системе управления рисками страховщика, а также порядку раскрытия информации.

«7 сентября 2020 года НБУ презентовал участникам рынка свои предложения к новому проекту закона «О страховании». Проект устанавливает более жесткие требования касательно риск-менеджмента страховщиков и определяет два возможных подхода к оценке платежеспособности страховщиков на основе принципов Solvency I и Solvency II. Как ожидает регулятор, это качественно повысит процесс оценки платежеспособности в зависимости от уровня риска каждого отдельного страховщика. На момент публикации проект находится на стадии доработки экспертной группой и не был обнародован для широкой общественности, поэтому оценить действенность нового порядка оценки платежеспособности можно будет после ознакомления с полным текстом проекта», – добавили эксперты INTEGRITES.

Жесткие меры законодательного регулирования деятельности страховых компаний помогут приблизить рынок Украины к международным стандартам. Вывод с рынка слабых игроков – естественный процесс в кризисные времена.

PG

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка