Сфера жилищно-коммунального хозяйства, пожалуй, наиболее болезненная для властей как на местном, так и на национальном уровнях: качество оказываемых коммунальных услуг, их стоимость и состояние их оплаты – тот треугольник, вокруг которого ломаются копья уже многие годы.
С новой силой проблема ЖКХ в Украине может ударить после принятия Верховной Радой законопроекта № 2458 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг“. Давайте разбираться, что в нем написано и почему это важно для каждого украинца.
Новые правила для ЖКХ
Предлагаемый группой народных депутатов Украины документ предполагает внесение десятков поправок в различные законы Украины, но главным образом в закон “О жилищно-коммунальных услугах”.
Изменения носят различный характер:
1) условно “косметический”, вроде уточнения некоторых терминов, используемых законодателями;
2) “технический”, например, утверждение типовых договоров на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения в жилых многоквартирных домах с установлением предельной стоимости работ по их техническому обслуживанию;
3) “революционный”.
Особое внимание в документе его авторы отвели обслуживанию домовых сетей и системе управления многоквартирными домами. К примеру, законопроект расписывает порядок проведения конкурса по назначению управителя многоквартирным домом, где до 1 мая 2019 года собственники не создали ОСМД и не приняли решения о форме управления домом.
Согласно действующему законодательству, исполнительные органы местной власти обязаны провести конкурс в течение 3 месяцев после получения протокола собрания совладельцев многоквартирного дома с просьбой назначить управляющего, за что должны проголосовать собственники жилья в доме, которые совокупно занимают не менее 50% его площади.
Если же подобный протокол властями получен, назначается конкурс, порядок проведения которого определяет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной жилищной политики и политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Наконец, сам договор о предоставлении услуги по управлению ОСМД сроком на 1 год от имени совладельцев подписывает представитель исполнительного органа соответствующего местного совета. Проще говоря, если жильцы многоквартирного дома сами не в состоянии найти управителя, за них это сделают другие, и тогда жильцы окажутся фактически без выбора на то, кто будет ими управлять, с какими поставщиками коммунальных услуг будут заключаться договора, а главное – по каким ценам.
Впрочем, жильцы имеют право досрочно разорвать договор с управителем, назначенным местной властью через конкурс, правда, для этого им придется принять решение о форме или изменении формы управления многоквартирным домом, или же об избрании другого управляющего. Расторжение подобного договора случится не ранее чем через два месяца после уведомления управителя о расторжении с ним договора.
Также жильцов многоквартирных домов предупреждают, что если в их доме нет ОСМД и не назначен управляющий, то обслуживание внутридомовых систем будет осуществляться по индивидуальным публичным договорам с жильцами – простыми словами, стоимость ремонта раскинут на всех жильцов.
Аналогично и с поставкой коммуслуг (кроме поставки газа и электроэнергии). Законопроект № 2458 поясняет, что “индивидуальными” публичными договорами на предоставление коммунальной услуги являются такие, чей текст договора должен размещаться на сайтах органов местного самоуправления и поставщика коммунальной услуги. Если в течении 30 дней после его размещения жители не приняли решение о выборе модели договорных отношений и не заключили собственный договор с исполнителем коммунальной услуги – коллективный договор от лица всех совладельцев многоквартирного дома или с ОСМД как коллективным потребителем, то размещенный на сайтах публичный индивидуальный договор считается вступившим в силу. Также последний автоматически продлевается на год, если за 30 дней до истечения его срока действия жильцы многоквартирного дома не примут решение об изменении срока его действия.
Наконец, предполагается возможность введения тарифов на автономное теплоснабжение, которые будут различаться в зависимости от дома. Если последний оборудован системой автономного теплоснабжения, тариф будет представлять из себя сумму тарифов на производство и доставку теплоэнергии до потребителя.
Есть задолженность, жди гостей и выбитой двери?
Несомненно, наиболее революционной поправкой является изменения в статью 29 Закона Украины “О жилищно-коммунальных услугах”, регулирующую порядок доступа в жилище или иной объект недвижимости потребителя.
Согласно существующей редакции Закона “О жилищно-коммунальных услугах”, потребитель обязан предоставить доступ в свое жилье работникам коммунальных предприятий в двух случаях:
1) аварии;
2) проведения профилактических, технических работ на оборудовании или для снятия показателей контрольных приборов, проще говоря, счетчиков.
При этом несанкционированный доступ, то есть без согласия собственника жилья, исполнитель коммунальной услуги имеет право осуществить в единственном случае – неотложных случаях, связанных с необходимостью спасения жизни и здоровья людей и/или имущества.
Впрочем, теоретически закон предполагает наказание для отказавших в доступе потребителей путем прекращения оказания им коммунальной услуги, но осуществить эту норму на практике, допустим для отключения тепло- или водоснабжения, без допуска в жилище все равно невозможно.
В законопроекте №2458 предлагается дополнить статью возможностью несанкционированного проникновения в жилище для ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги. То есть, проще говоря, представители КП или иного поставщика коммунальной услуги могут проникнуть в квартиру независимо от желания хозяина. Например, выбив входные двери или выдавив окно.
В законопроекте также уточняется, что “несанкционированный доступ к жилью, иного объекта недвижимого имущества для ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги происходит без получения согласия его владельца (пользователя), если такой собственник (пользователь) отказывается допустить в принадлежащее ему жилье (другой объект недвижимого имущества) представителя исполнителя”.
По понятной причине, такое соединение несовместимых понятий, как спасение жизни и здоровья граждан и отключение от коммунальных услуг за долги, как равной уважительной причины для нарушения гарантированной статьей 30 Конституции Украины неприкосновенности жилища, вызвало негодование не только у граждан, но и у народных депутатов.
Один из авторов документа народный депутат Украины от “Батькивщины” Алексей Кучеренко в комментариях в соцсети Facebook заявил, что инициатором поправки стало Министерство развития громад и территорий Украины, из-за чего он отозвал свою подпись под законопроектом.
Позднее парламентарий приложил ответ из ведомства, в котором также “открестились” от поправки, и высказал предположение, что норма была дописана уже в секретариате Комитета ВР Украины по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг, предложив провести по данному факту служебное расследование.
Впоследствии нардеп высказал предположение, что данная поправка вряд ли будет принята в сессионном зале, и добавил, что найти конкретного автора данной поправки будет фактически невозможно. Сам же законопроект, по его словам, был предназначен для решения совершенно других задач – решения проблемы обслуживания внутридомовых сетей, прежде всего газовых.
И действительно, в законопроекте уделяется много внимания этому аспекту, определяется ответственность поставщиков и пользователей услуг в случае возникновения поломок. К примеру, операторов сетей обяжут заключать договора с управляющими компаниями о техническом обслуживании сетей, а регулятор установит для них граничный тариф на услуги.
Конституции и Конвенции противоречат!
Но кого волнует обслуживание сетей, если на кону – нарушение Конституции. Предложение нардепов вызвало критику уже в выводе Главного научно-экспертного управления ВР, 29 ноября направившего свой вывод авторам документа. Эксперты заявили о прямом противоречии статье 30 Конституции Украины о неприкосновенности жилья, согласно которому не допускается проникновение в жилище или другое владение лица, проведение в них осмотра или обыска, иначе как по мотивированному решению суда (впрочем, в ситуации угрозы жизни и имуществу граждан или преследовании преступника, возможен другой порядок проникновения в жилище).
Нашли эксперты противоречие и статье 233 Уголовно-процессуального кодекса Украины, согласно которой никто не вправе проникнуть в жилище или другое владение лица с любой целью, иначе как только по добровольному согласию лица, которое им владеет, или на основании постановления следственного судьи.
Также в выводе упомянули требования ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции.
Эксперты отметили, что в документе никак не регулируется вопрос компенсации возможного ущерба, который может быть нанесен при несанкционированном доступе в жилище, той же выбитой двери, например.
Как подчеркнули эксперты Главного научно-экспертного управления ВР, по их мнению, представители исполнителя коммунальной услуги могут осуществлять несанкционированный доступ в жилище исключительно в неотложных случаях для спасения людей или имущества, проведения в них осмотра или ликвидации аварий.
Беспредел или борьба с долгами за коммуналку?
По мнению адвоката Ростислава Кравца, принятие данной поправки приведет к игнорированию базовых прав украинцев и может вызвать трагические последствия.
“Данная норма игнорирует нормы статьи 30 Конституции Украины и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующих неприкосновенность жилища и личной жизни каждого. В настоящий момент доступ в жилище гражданина без его согласия может быть осуществлен исключительно с мотивированного разрешения суда, принятого в рамках гражданского (например, для описи имущества) или уголовного (для проведения обыска) дела. При этом без решения суда проникнуть в жилище можно лишь в одном случае – угрозе жизни или имуществу гражданина, например, пожаре”, – подчеркивает юрист в комментарии 112.ua.
По словам Ростислава Кравца, в случае принятия поправки и ее претворения в жизнь может случиться множество эксцессов, начиная от банальной возможности нанесения ущерба при взломе и заканчивая оказанием сопротивления со стороны владельцев жилья, что чревато травмами. Не исключает юрист и возможных убийств.
“Если уж парламентарии предлагают наделить правом коммунальщиков проникать в жилище без согласия владельца, то тогда все должно быть юридически верно прописано. Так, должен быть законодательно установленный уровень задолженности за коммунальные услуги, наделяющий поставщиков правом обратиться в суд с ходатайством о признании наличия долга. Затем на основании этого решения принимается судебное решение об отключении от коммунальных услуг. С этими двумя решениями коммунальщики идут в исполнительную службу и в сопровождении ее сотрудника идут к должнику осуществлять отключение. Так этот процесс должен выглядеть цивилизованно”, – приводит юридически верный, по его мнению, механизм осуществления отключения должника от коммунальных услуг юрист.
Наконец, по мнению Кравца, если уж наделять коммунальщиков правом “автоматического” взыскания долгов таким образом, следует законодательно закрепить ответственность поставщиков коммунальных услуг за ненадлежащего качества услуги, иначе изменения будут слишком однобокими.
“Например, установить счетчики тепла в квартирах, которые в режиме реального времени показывают температуру, если она ниже, – автоматически накладывать штраф на поставщика услуги. Тогда у него будет стимул для работы, а не просто начисления оплаты своих услуг”, – считает юрист.
Еще более критично воспринял предложенную поправку глава Ассоциации профессиональных управляющих недвижимости, кандидат юридических наук Андрей Никончук, прямо назвавший ее “людоедской”, позволяющей без судебного решения вторгаться в жилище.
“Предлагаемая законом поправка, по мнению ее автора, которого очень хотелось бы узнать, явно должна стать неким рычагом давления на должников за жилищно-коммунальные услуги. В настоящий момент процедура взыскания долгов в Украине тяжела и практически нереализуема на практике. Условно 25% работы по взысканию долга – это получить решение о взыскании в суде при де-факто “полумертвой” судебной системе. Остальные же 75% работы приходятся на взыскание долга посредством исполнительной службы, каждый сотрудник которой завален сотнями и тысячами исполнительных листов. Естественно на практике эта процедура нереализуема. В такой ситуации упростить возможность взыскать долг посредством такой поправки для поставщиков услуг несомненно удобно”, – говорит эксперт.
Вместе с тем, по мнению Никончука, данная поправка чревата появлением многочисленной задолженности поставщиков, которая будет нести во многом искусственный характер и, проще говоря, вызовет бесконтрольность коммунальщиков.
“В настоящий момент доказать, что у тебя нет долга, можно только через суд, то есть условно может быть так, что сегодня потребителю приходит бумага о долге, а завтра к нему приходят люди и его отрезают. Разумеется, в такой ситуации добросовестные потребители пострадают, так как будут вынуждены или платить, или доказывать в суде, что долга нет с затратой кучи времени и средств. Таким образом, у коммунальщиков появится соблазн создать некий механизм собственного кредитования за счет начисления искусственной задолженности и требования ее выплаты под угрозой отключения. В итоге потребители окажутся в условиях “коммунального рабства” – обязанности платить даже по несуществующим долгам, и “железного занавеса”, когда доказать, что долга у тебя нет, можно только через суд, а не обратившись к поставщику”, – говорит собеседник 112.ua.
По мнению эксперта, вопрос задолженностей за услуги ЖКХ необходимо решать исключительно судебным путем, возможно, несколько ужесточив требования к недобросовестным плательщикам, но для этого потребуется политическая воля.
“Большая часть должников за услуги ЖКХ – это люди, которые оказались в непростой ситуации и потому не могут заплатить, но есть и 5-10% недобросовестных, которые не платят сознательно, зная, что им за это ничего не грозит. Например, чтобы реализовать самую страшную угрозу для потребителя – конфисковать квартиру для погашения долга, необходимо задолжать за одну услугу ЖКХ до 20 минимальных заработных плат, то есть свыше 80 тысяч гривен. То есть на практике для этого не платить надо годами. Можно было бы несколько снизить это требование, облегчив конфискацию квартир у подобных недобросовестных должников, но это во многом политический вопрос, так как возможен социальный взрыв”, – говорит об альтернативных способах решения проблемы долгов за коммунальные услуги эксперт.
Для справки: по данным Госстата, в конце октября задолженность населения за услуги ЖКХ составила:
1) газоснабжение – 22,9 млрд грн;
2) теплоснабжение – 14,4 млрд грн;
3) содержание домов и придомовых территорий – 5 млрд грн;
4) водоснабжение и водоотведение – 4,2 млрд грн;
5) вывоз бытовых отходов – 0,8 млрд грн;
6) электроснабжение – 4,8 млрд грн.
Никита Синицин, 112.ua