Украинцы все чаще жалуются на некачественный бензин, из-за которого ломаются автомобили. Эксперты подтверждают тенденцию и связывают ее с ростом цен на топливо и желанием владельцев заправок заработать на левом горючем.
На СТО — бум жалоб
«Я постоянно заправляюсь на одной из сетевых заправок, и недавно через какое-то время после очередной заправки машина просто заглохла, пришлось вызывать эвакуатор. На СТО сказали, что сгорели топливные форсунки, а причина одна — некачественный бензин», — пожаловалась киевлянка Оксана.
На столичных СТО подтверждают: проблема с качеством бензина существует. «Всплеск обращений клиентов, в авто которых возникли неполадки с двигателями, начался сразу после скачка цен на бензин. Сейчас их очень много. Нередко клиенты приезжают даже через неделю-две после планового осмотра с претензией, что мы сделали что-то некачественно. А во время осмотра выясняется, что проблема была в бензине, — это видно по засоренной топливной системе, фильтрам, на которых из-за плохого бензина образуется сумасшедший нагар», — рассказали на СТО «Катрин».
Руководитель центра экспертиз «Тест» Валентин Безрукий говорит, что в последние месяцы экспертизой топлива интересовались много потенциальных клиентов, но из-за дороговизны отказались. А вот Киевский институт потребительских экспертиз уже провел исследование качества бензина, и 20% проб топлива (брались на крупных сетевых АЗС) не соответствовали нормативам. Наименее качественным оказался бензин на недорогих заправках.
«Нет» дешевому бензину
Эксперты говорят, что ситуация стала ухудшаться с июля, когда в Украине запретили проверки качества нефтепродуктов. «Поэтому теперь никакого контроля нет. Кроме того, рост цен способствует тому, что на рынок выходят криминальные структуры, которые продают некачественное топливо. Еще один момент: на заправке вам могут продать летнее дизельное топливо, которое в больших количествах закупили еще в прошлом году. И оно вполне может вызвать неполадки в авто», — сказал замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн называет кризисное время ренессансом теневого сегмента заправочного бизнеса.
«Появилось много желающих продавать фальсификат вместо нормального топлива. Особенно потребителей должно настораживать, если цена на бензин больше чем на гривню отличается от среднерыночной. Скорее всего, топливо или контрабандное, или левое, — объясняет Куюн.
Что делать
Юристы советуют пострадавшим от некачественного бензина писать заявление в органы по защите прав потребителей и обращаться в МВД по факту возможного мошенничества. Однако добиться возмещения ущерба будет непросто и даже дорого. «В Госинспекции по защите прав потребителей ничего не смогут сделать из-за моратория на проверки. В суд, конечно, тоже можно подать, но тогда придется проводить экспертизу топлива за свой счет (в одном центре сказали, что тест стоит несколько десятков тысяч гривен. — Авт.). А чтобы заправка согласилась ее провести, необходимо возбудить уголовное дело», — считает адвокат Ростислав Кравец.