Торговцев продуктами питания, алкоголем, детскими товарами будут проверять чаще, а наказывать нарушителей — намного строже. Под жесткий контроль инспекторов также попали те, кто предоставляет бытовые и коммунальные услуги, детские лагеря и оздоровительные санатории.
Эксперты одобряют такой шаг правительства, поскольку нарушения были найдены почти у всех проверенных предприятий.
Госпотребинспекция обнародовала неутешительные результаты проверок: больше трети продуктов питания на прилавках наших магазинов не соответствуют элементарным требованиям и нормативам качества. В большинстве случаев инспекторам приходилось выбраковывать целые партии продовольственных товаров и снимать их с реализации. Самое неприятное в ситуации то, что проштрафились не только традиционные лидеры по числу нарушений (мясомолочная и рыбная продукция), но и детские смеси. С начала этого года из продажи было изъято более 10 тонн детского питания.
«По итогам проверок предприятий в сфере торговли, ресторанного бизнеса и предоставления услуг в первом полугодии этого года нарушения были установлены в 82% случаев. Почти половина жалоб потребителей относится к нарушениям в сфере услуг, треть касается качества продовольственных и непродовольственных товаров и ресторанного бизнеса», — говорится в пояснительной записке Минэкономразвития к законопроекту. Этот проект предлагает пересмотреть категории риска, к которым относится то или иное предприятие. От степени риска будет зависеть и количество плановых проверок бизнеса.
К предпринимателям с высокой степенью риска предлагают отнести продавцов продуктов питания, алкогольных и табачных изделий, топлива и продуктов детского питания. К этой же категории будут отнесены бытовые услуги, услуги по поставке электроэнергии, газа и воды, а также — по оздоровлению и отдыху детей. Предпринимателей, которые занимаются такими видами деятельности, будут проверять дважды в год в плановом порядке. К средней степени риска отнесут торговлю непродовольственными товарами (одежда, обувь, текстиль, кожа и электроприборы) и бизнес, который специализируется на транспортных, туристических, отельных услугах и услугах связи. «Середнячков» планируют проверять не чаще одного раза в два года. Торговлю остальными товарами и услугами предложено отнести к низкой степени риска и проверять не чаще, чем раз в три года.
Юристы отмечают, что разделение предприятий на три степени риска в Украине принято и сейчас, однако проект Минэкономразвития вносит в эту схему существенные изменения. Во-первых, для предприятий с высокой степенью риска количество плановых проверок увеличивается с одного до двух раз ежегодно. Во-вторых, большую часть товаров и услуг перевели из самой рисковой категории в среднюю и низкую группу риска. Например, сейчас высокая степень риска включает даже кожгалантерею, обувь и одежду, текстиль, электротовары, мебель, игрушки, спортинвентарь, бытовую химию, лакокрасочные материалы. Перечень очень детальный, с указанием кодов Государственного классификатора продукции и услуг. В своем проекте Минэкономразвития прописал лишь обобщенные названия сегментов торговли. Юристов смущает именно такая размытость формулировок. «Это значит, что при определении риска хозяйственной деятельности предприниматели уже не смогут ссылаться на Государственный классификатор, который четко и однозначно определяет, какие услуги и товары относятся и подпадают под действие нынешнего законодательства, — поясняет юрист юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов. — Из-за этого может возникнуть путаница с определением степени риска деятельности предпринимателей. А это уже почва для коррупции». Проще говоря, почти любой торговый киоск, за исключением продавцов продуктов питания, табака и алкоголя, сможет откупиться от проверок. Те же игрушки можно оформить не как детские, а как обычные непродовольственные товары.
Отсюда выплывает второй риск — проверок будет меньше именно в тех сегментах, где их нужно увеличивать. «Еда, коммунальные услуги и оздоровление детей, безусловно, самые рисковые категории, но сбрасывать со счетов остальное не стоит, — говорит руководитель экспертно-аналитического отдела центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ» Нина Кильдий. — Возьмите, к примеру, игрушки, текстиль, подгузники. В этих сегментах такое количество проблем, что проверки нужны не реже, а даже чаще. Последнее из наших наблюдений, кстати, касается именно подгузников: мы взяли для теста обычный ассортимент супермаркетов и упаковку так называемых японских подгузников, которые продаются только в интернете. На этой упаковке нет ни слова даже по-английски, только иероглифы. Это притом, что по законодательству все, что реализуется на территории Украины, должно иметь маркировку на государственном языке. Интересно посмотреть на разрешительные документы этих предпринимателей и понять, на каком основании они торгуют этим товаром».
Также Кильдий недоумевает, почему от проверок решили освободить производителей товаров и услуг. Сейчас им присваивают степени риска наравне с продавцами, но Минэкономразвития своим проектом вообще выводит их из-под плановых проверок. «Возможно, сферу производства товаров отдадут под контроль ветеринарной и фитосанитарной службы, — предполагает Кильдий. — Однако с учетом того, как на практике реализовывается то, что написано у нас на бумаге, этот момент нужно четко зафиксировать. Сейчас же не понятно, кто и как будет проверять процесс производства». «В итоге новый документ существенно упрощает жизнь предпринимателям и значительно сокращает список видов деятельности, которые попадают под контролирующее око государства, — соглашается Штокалов. — Единственное ужесточение заключается в том, что планируется ввести контроль в сфере реализации табачных и алкогольных изделий, а также топлива, чего нет в постановлении действующей редакции».
Старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец нашел в документе и несколько абсурдных моментов. В частности, под проверки хотят подвести предпринимателей, в управлении которых находятся объекты, используемые для реализации товаров и предоставления услуг. То есть сдавая торговый павильон в аренду, проверке будет подлежать и сам арендодатель. «Вероятно, подготовка данного документа связана с тем, что с января этого года Государственный классификатор продукции и услуг по закону утратил силу, — считает Кравец. — То есть назрела необходимость осовременить критерии, по которым определяется степень риска бизнеса. Их не только осовременили, но немного переписали. Однако тогда абсолютно не ясно, чем Госпотребиснпекция занималась целый год».
Алина Полищук, Известия в Украине