Украинцы могут вернуть деньги за коммуналку: когда можно не платить и что изменит решение Кабмина

В Кабинете министров решили утвердить новый порядок перерасчета стоимости коммунальных услуг, если их не предоставляют либо предоставляют, но не в тех объемах или не соответствующего качества.

Такое постановление уже опубликовали на сайте Министерства регионального развития для общественного обсуждения. Сам порядок перерасчета стоимости коммунальных услуг утвердили еще в 2010-м, но получить компенсацию до сих пор было практически невозможно.

Изменит ли ситуацию новое постановление и что нужно для того, чтобы коммунальщики начали следить за качеством услуг – разбирался OBOZREVATEL.

Зачем нам перерасчет?

Перерасчет стоимости коммунальных услуг позволяет гражданам не платить лишнего. К примеру, если вам на все лето отключили горячую воду, а оплату за нее насчитывают; или же зимой в квартире всего +12, а платежки приходят на 2-3 тысячи; или мусор не вывозят, двор не убирают – на все это вы имеет полное право пожаловаться и получить обратно деньги за такую услугу.

Более того, возможность перерасчета стоимости услуг, если они были предоставлены недолжным образом, очень важна для улучшения качества коммунальных услуг по стране в целом. Сейчас, когда, к примеру, в доме холодно, с жалобами обращаются лишь единицы, а весь путь к перерасчету может никто и не пройти. Если же у украинцев массово появится возможность без особых усилий избавиться от платежей за некачественную коммуналку – это станет своеобразным предохранителем для предприятий сферы. Поставщикам станет просто невыгодно предоставлять некачественную услугу, ведь за нее им не будут платить.

Как сейчас добиться перерасчета?

Если вас не удовлетворяет качество какой-то из услуг от коммунальщиков, в первую очередь стоит письменно обратиться к поставщику и потребовать от него провести обследование качества услуги и провести перерасчет.

Когда же вы получите ответ от поставщика, а преимущественно поставщики проблем не находят, необходимо обратиться в Госпродпотребслужбу, говорит глава департамента жилищно-коммунальной инфраструктуры Общественного совета при КГГА Олег Попенко:

“Есть специальный бланк, утвержденные условия написания обращения. После обращения Госпродпотребслужба должна отреагировать. Только тогда создается комиссия вместе с поставщиком услуги, потребителем, независимым представителем, фиксируется отсутствие услуги или ее плохое качество. После этого наступает момент перерасчета. Вот это все, что я описал простому потребителю пройти нелегко, ведь это очень громоздкий процесс”.

По данным Попенко, за прошлый год в Госпродпотребслужбу по Киеву обратилось лишь около 600 человек с жалобами на коммунальные услуги. Потому эксперт уверен, к последней инстанции доходят далеко не все.

Можно ли решить ситуацию через суд?

Как утверждает адвокат, старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец, на любом этапе гражданин имеет право собрать доказательства, обратиться в суд и в судебном порядке добиться перерасчета. Но, как показывает его личный опыт, даже если вы добились положительного решения, на коммунальщиков это может не повлиять:

“У меня есть выигранный полгода назад суд, но поставщик услуг не хочет осуществлять перерасчеты, выставляет мне счета. Хотя мне удалось признать недействительными сами тарифы. К тому же у меня неоднократно составлялись акты касательно отсутствия уборки территории, невывоза мусора, плохого качества теплоносителя. К сожалению, действующее постановление на практике не работает. Потому что монополисты-поставщики видят свою безнаказанность. Нет институции в государстве, которая заставила бы их соблюдать закон. Поставщики никакой ответственности за плохое качество услуг не несут”.

Решит ли проблему новый проект постановления?

Новый проект постановления Кабмина имеет несколько важных нововведений. В частности, теперь перерасчет можно будет получить, если отопительный сезон не начался в срок.

Но, словам Попенко, новый проект постановления о перерасчет коммунальных услуг не решает саму проблему доступности перерасчета для простых потребителей: “Проблема перерасчета – в процедуре, а новый проект постановления совершенно ее не меняет. Потому, чтобы использовать это постановление – нужно пройти три круга ада”.

Кроме того, недостатком проекта Попенко называет и то, что в нем не учитывается вопрос самостоятельного вмешательства граждан в систему теплоснабжения. Хотя изменения этой системы в одной квартире влияют на всех соседей:

“Десятки если не сотни тысяч квартир по Украине самостоятельно вынесли батареи на балкон, трубы, сделали себе подогрев полов из отопления. Когда я работал в коммунальной сфере, у меня был случай, когда человек установил себе на балконе 4 батареи. Потому что он любил в трусах выходить туда покурить и выпить кофе. А при этом четыре квартиры над ним остались без отопления вообще”.

Как заставить систему перерасчета работать?

По мнению Попенко, необходимо облегчить доступ украинцев к возможности подавать жалобы на качество услуг. К примеру, сформировать перечень документов, которые человек может загрузить, заполнить и отправить, а не составлять самостоятельно с помощью юристов. Также необходимо определить строки ответа на жалобу. Так система перерасчета станет более массовой.

В свою очередь координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ сети “ОПОРА” Татьяна Бойко уверена, чтобы у украинцев появилась реальная возможность перерасчета стоимости услуг, необходимо довести до конца реформу ЖКХ и ввести новые модели договорных отношений между поставщиком и потребителем: два вида индивидуального договора, коллективный договор и коллективный потребитель.

“Перерасчет не заработает, пока не заработает эта модель. В договорах будет прописано, кто должен отвечать за качество услуги на каком этапе. Тогда будет понятно, когда и кто должен делать перерасчет. Сейчас у нас принято считать, что исполнитель отвечает за все, но добиться перерасчета нереально, потому что он всегда найдет другого виновного”.

Кравец в свою очередь подчеркивает, для того, чтобы граждане в конечном итоге получали качественную услугу и перерасчет, необходимо еще и усилить контроль за поставщиком:

“Необходимо возобновить деятельность жилищно-коммунальной инспекции с соответствующими полномочиями по проверке качества услуг. Также считаю, что необходимо установить штрафы в размере 500% от суммы переплаты, которую поставщик должен будет уплатить не государству, а потребителям. Это заставит поставщиков услуг качественно их предоставлять”.

Пока же новый проект постановления не упрощает гражданам возможность доступа к перерасчету услуг, а поставщиков не мотивирует работать над качеством. Эксперты сходятся на том, что система требует доработки.

Обозреватель

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка