Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, или Что делать в случае вспышки коронавируса на работе

Почти год прошел с тех пор, как COVID-19 вторгся в жизнь каждого из нас, ударив не только по иммунитету, но и по кошельку. Увольнения, несоблюдение правил безопасности, бессрочные отпуска и тысячи инфицированных на рабочем месте – все это произошло, когда пандемия только дала о себе знать. Сегодня же подобные ошибки допускать не только опасно для жизни, но и противозаконно.  “112.ua” расскажет, на что вы как работник имеете право, что делать работодателю в случае вспышки заболевания и есть ли какие-то рекомендации по организации труда в условиях пандемии коронавируса.

Не удается найти единого специального законодательства или нормативного документа, которые разъяснили бы права/обязанности сотрудников и работодателей касательно COVID-19 на рабочем месте? Дело не в вашей невнимательности. Ведь, несмотря на то, что вопросы касательно охраны и безопасности труда работников регулируются множеством международных актов и актов национального законодательства, алгоритм действий при вспышке ковид на рабочем месте до сих пор остается неясным.

Но как тогда действовать в том или ином случае, спросите вы. Мы ответим: есть ряд различных документов, разъяснений и рекомендаций, на которые следует опираться работодателю и сотруднику относительно работы в период пандемии. Разберем несколько из них.

Что нужно делать работодателю?

Согласно руководству Международной организации труда, в связи с нестабильностью эпидемиологической ситуации с распространением коронавируса работодателям в первую очередь следует назначить одного или группу координаторов для доведения до ведома сотрудников информации о COVID-19 (эпидемиологическая ситуация, актуальные медицинские советы, рекомендации, касающиеся производственной гигиены и социального или физического дистанцирования). Считается, что это поможет сотрудникам ощущать себя в курсе событий и чувствовать поддержку (влияет на мотивацию адаптироваться и помочь предприятию пережить трудные времена).

Разумеется, не обойтись и без мер предосторожности в виде температурного скрининга, проветривания помещений и дезинфекции. Но интересно, что как таковой обязанности  по безукоризненному выполнению этих рекомендаций у работодателей нет. Ставка делается на то, что это и так в их интересах, ведь подобные меры помогут обеспечить работу своего предприятия.

Может ли работодатель не допустить к работе сотрудника с симптомами респираторного заболевания?

Если рассматривать этот вопрос в соответствии с требованиями национального законодательства, то, как отмечает в комментарии “112.ua адвокат, к. ю. н. основатель юридического Телеграмм-канала “Адвокат Права” Денис Головин, руководитель предприятия действительно должен обеспечить недопущение к рабочему месту работников с симптомами острого респираторного заболевания, в том числе с повышенной температурой тела.

“Если работодатель считает, что работник представляет опасность для здоровья окружающих, например, из-за наличия симптомов коронавирусной инфекции COVID-19, то работодатель может направить такого работника домой с последующим оформлением листка нетрудоспособности на основании непригодности к работе”, – говорит адвокат.

Но в действительности в связи с тем, что руководитель не является медработником и не может установить, являются ли симптомы острыми, ковид ли это или же аллергическая реакция, говорить об обязанностях работодателя нет смысла.

Также интересно, что, согласно различным рекомендациям, работодатель должен попросить работника обратиться к врачу, пройти тестирование и обследование, чтобы получить разрешение для возвращения на работу.

“У нас не разработан протокол самоизоляции.  Такие рекомендации приведут к еще большему заражению, ведь сотрудник едет в общественном транспорте, стоит в общей очереди к семейному врачу, чтобы тот дал ему направление на сдачу анализов, где его также ждет общая очередь – количество зараженных только увеличивается”, – объясняет в комментарии “112.ua старший партнер Адвокатской компании “Кравец и партнеры”, адвокат Ростислав Кравец.

Стоит отметить, что, согласно действующему законодательству, сотруднику, у которого лабораторно подтвержден COVID-19, будет выдан листок нетрудоспособности.

Нужно ли работодателю сообщать о заболевшем сотруднике?

Согласно законодательству – нет. Но в одном из интервью главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко рекомендовал работодателям в этом случае обращаться в территориальные лабораторные центры Минздрава. Эпидемиолог этого ТЛЦ, закрепленный за территорией, на которой находится предприятие, проведет эпидемиологическое расследование и предоставит необходимые рекомендации, в том числе по самоизоляции лиц, контактировавших с заболевшим. Также Ляшко советует в случае, если работодатель обратились к ТЛЦ, а никакой реакции не последовало, позвонить на горячую линию Минздрава.

Но стоит ли говорить о том, как все происходит на практике, ведь даже в том случае, если человек, с высокой долей вероятности, заразится коронавирусом на работе, законодательством не предусмотрено получение каких-либо компенсаций.

Можно ли оформлять работнику временную нетрудоспособность без диагноза COVID-19? 

Нет, поскольку, действуя таким образом, работодатели потенциально рискуют нарушить законодательство о труде, даже если работник согласен с таким подходом.

Полагается ли работнику оплата периода его нетрудоспособности?

Официально утвержденных нормативных актов, регламентирующих обязанности работодателя в случае болезни его работника COVID-19, не так уж и много. Но есть прямо предусмотренная обязанность – оплата работнику периода нетрудоспособности по правилам, установленным Законом от 23.09.1999 №1105-XIV и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 26.06.2015   №440.

Согласно общему правилу, работникам, заболевшим COVID-19, больничный оплачивается в зависимости от их страхового стажа (если страховой стаж внушительный,  процент оплаты пособия по временной нетрудоспособности стартует от 60-70% средней зарплаты). Уточнить его можно в Пенсионном фонде. Но сумма не впечатлит вас, ведь недавно выплаты уменьшили, теперь пособие по временной нетрудоспособности по причине самоизоляции в связи с COVID-19 выплачивается в размере 50% средней зарплаты застрахованного лица независимо от страхового стажа.

Стоит отметить, что в связи с введением карантина были внесены изменения и в Закон №1105. Сегодня оплата периода нетрудоспособности осуществляется не только заболевшим, но и лицам, находящимся на самоизоляции под контролем врачей.

Нужно ли уходить на самоизоляцию лицам, контактировавшим с работником, больным COVID-19, и может ли работодатель не допустить таких лиц к работе?

Однозначного ответа нет, все зависит от конкретной ситуации (перечень случаев, когда лица подлежат самоизоляции, приведены в п. 20 Постановления №641). В частности, уйти на самоизоляцию должны лица, имевшие контакт с пациентом с подтвержденным COVID-19. Но если все меры предосторожности были соблюдены, то необходимости в самоизоляции нет.

“Сам работодатель не уполномочен определять, кто подлежит самоизоляции и, соответственно, не имеет права не допускать работников к работе. Этим занимаются эпидемиологи. Если есть необходимость в самоизоляции, лицам, имевшим контакт с заболевшим, выдают больничные листы. И тогда уже работодатель обязан будет оплатить им больничный в размере 50% средней зарплаты работника”, – отмечает адвокат Денис Головин.

Что же делать работодателю в этой ситуации – самостоятельно принять меры безопасности и, если есть возможность, временно перевести работников, имевших контакт с заболевшим, на дистанционную работу. Также, при желании и возможности, работники, контактировавшие с заболевшим, могут взять ежегодный отпуск или отпуск без сохранения зарплаты. Насильно отправлять в отпуск работника в этой ситуации работодатель не имеет права – все только по обоюдному согласию.

Обязан ли переболевший COVID-19 работник перед тем, как приступить к своим обязанностям, показать работодателю результаты теста на COVID-19?

Если вы переболели и получили негативный тест на COVID-19, выходя на работу, вы не обязаны предоставлять работодателю результаты теста. Основанием для допуска к работе сотрудника является предоставление им закрытого листка нетрудоспособности (врач может закрыть больничный лишь при наличии негативного теста на COVID-19).

Должен ли работодатель оплатить тестирование?

По словам адвоката Дениса Головина, согласно КЗоТ, ст. 17 Закона Украины “Об охране труда”, п. 2 Порядка проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 23 мая 2001 года №559, проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней, осуществляется за счет работодателя.

“Если при устройстве на работу вы подписывали трудовой или коллективный договор, где указаны требования об обязательном проведении ПЦР-тестирования после отпуска, “больничного” или другие требования работодателя, в таком случае невыполнение этого требования будет трактоваться как нарушение условий трудового или коллективного договора. Если эти требования не предусмотрены договором, а вас отстраняют от работы из-за отсутствия ПЦР-теста – это нарушение законодательства”, – отмечает эксперт.

Во всех других случаях обязанности обеспечивать тестирование сотрудников у работодателя нет. Все происходит исключительно по его желанию, ведь государство не компенсирует эти расходы. Более того, налоговая может даже заработать на них.

Я оплачивал всем своим сотрудникам тесты, чтобы быть уверенным, что они будут здоровы и не будут заражать ни других сотрудников, ни клиентов. Делал я это неофициально, поскольку бесплатное для сотрудников тестирование — это дополнительное благо, оно должно облагаться налогом“, – говорит Ростислав Кравец.

Так или иначе, но даже при наличии у работников подтвержденных случаев заболевания COVID-19 работодатель не обязан отправлять весь персонал на тестированиеНеобходимость в тестировании определяет учреждение здравоохранения (эпидемиологи), но, как мы помним, только в том случае, если работодатель к ним обратится. Если же нет, сдавать тест или нет – решаете вы и работодатель.

В каком случае предприятие приостанавливает свою деятельность?

Если весь коллектив предприятия или работники отдельного структурного подразделения, которые могли контактировать с больным, должны уйти на самоизоляцию (оставаться дома и не посещать рабочее место). Для предприятия это будет означать полное или частичное приостановление его деятельности – простой (в таких случаях работодателю придется вводить простой для всего предприятия или его структурного подразделения сроком на 14 календарных дней).

Объявление простоя не требует согласования с трудовым коллективом, поэтому он может быть введен по единоличному решению работодателя. В приказе о введении простоя обязательно следует указать причины и период, касается простой всего предприятия или отдельного структурного подразделения. Отмечается также дата окончания срока простоя и местонахождение людей в этот период“, – говорит Денис Головин.

По словам адвоката, в таком случае в приказе следует четко прописать, что работники должны находиться дома. При этом  содержание приказа должно быть доведено до сведения работников всеми доступными способами, к примеру, рассылкой на их электронные адреса с требованием о направлении ответа, подтверждающего ознакомление с приказом. Что касается личных подписей работников для формирования кадровой документации, то их можно собрать по окончании карантинных мероприятий, из-за которых и произошел простой.

Осуществляется ли оплата периода  простоя контактным работникам, которые не болеют, но вынуждены находится на самоизоляции?

Да, оплата действительно осуществляется в размере 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), как это предусмотрено ч. 1 ст. 113 КЗоТ, или в размере, который предусмотрен в коллективном договоре предприятия.

***

Вопросов больше, чем ответов. Ведь на самом деле даже в законодательстве нет ни одного акта, который бы объяснил, как реагировать в том или ином случае,  помогал бы бизнесу выжить, а сотрудникам – компенсировать затраты на лечение. Поэтому принятие решения о том, что делать или как действовать, полностью ложится на плечи руководителей и сотрудников. Мы лишь можем посоветовать, что в идеале действовать нужно точно не по наитию или из меркантильных соображений. Действовать нужно исходя из здравого смысла.

Ирина Шостак, 112.UA

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка