Налоговикам хотят расширить доступ к банковской информации, практически отменить для них такое понятие как банковская тайна.
На это нацелен законопроект, который недавно был зарегистрирован в Верховной Раде депутатом из фракции “Слуга народа” (Дарья Володина) под номером 4073. Документ успел наделать много шума на финансовом рынке, хотя еще не рассматривался в сессионном зале парламента и находится на стадии изучения.
Потому “Страна” решила его проанализировать вместе с экспертами.
Законопроект не очень большой — состоит из одной страницы, и вносит лишь одну правку. Но очень важную: позволяет работникам Государственной налоговой службы по письменному запросу получать информацию по операциям на банковских счетах юрлиц, физлиц-предпринимателей (ФЛП, ФОП — укр.) и физлиц.
Как отмечается в документе, запрос должен охватывать “определенный промежуток времени с указанием контрагентов и назначения платежей”.
Запрос должен касаться определенного дела/разбирательства Налоговой.
На текущий момент фискалы имеют ограниченный доступ к банковской информации:
- Налоговиков уведомляют об открытии банковского счета — банк автоматически сообщает в ГНС, что счет открыт. Но не сообщают, сколько на нем денег и какие операции проводятся.
- Чтобы получить информацию по операциям (движение по счету), нужные сведения о банковских операциях юрлица, ФОПа или простого человека (физлица), фискалы должны получить соответствующее постановление суда. Суды выдают их на лиц, которые подозреваются в конкретных преступлениях. Обычно, когда идет следствие.
В случае принятия законопроекта №4073, ситуация изменится коренным образом. Налоговики смогут получать доступ к данным о движении средств на счетах без судебных постановлений. Они пытаются получить это право еще в 2000 года, но постоянно на пути ГНС возникал НБУ, который всегда отстаивал банковскую тайну. Теперь же банковский регулятор помалкивает, и на фоне хронического дефицита бюджета возникли опасения, что фискалы смогут добиться своего — продавят принятие законопроекта.
Доступ налоговиков к банковской тайне без постановления суда, скорее всего, будут продвигать при помощи четырех аргументов:
- Низкая собираемость налогов и гигантский бюджетный дефицит, заложенный в проекте госбюджета на 2021 год (270 млрд грн или 6% ВВП), против которого высказался МВФ. Чтобы не вводить новых налогов и не повышать ставки по старым, снова заговорят о более жестком налоговом администрировании. Заявят, что налоговикам нужно лучше собирать налоги и пресекать схемы. А чтобы помочь им — откроют более быстрый доступ к банковской информации.
- Опыт ведущих стран мира, которые за последние годы расширили доступ своих фискальных служб к банковской информации и ужесточили финансовый мониторинг. Все ради увеличения сбора налогов. Хотя, как показали последние журналистские расследования, это не позволило полностью искоренить схемы и отмывание денег.
- Необходимость сокращения финансирования из бюджета субсидий и других социальных льгот. Снова могут зайти разговоры, что их получают не только нуждающиеся люди, но и те, у кого хватает средств на жизнь. Потому нужно тщательнее проверять накопления на счетах и денежные проводки, прежде чем выделять льготы.
- Налоговики даже могут заявить, что компромат на схемщиков и чиновников, которые прячут свои реальные доходы (в том числе коррупционные), уже собран. Осталось его только легализовать. Фискалы могут пообещать серьезные увеличения налоговых сборов, как только эта легализация произойдет.
“После того, как в Украине ужесточили правила финансового мониторинга, Госфинмониторинг собрал массу банковской информации, которая доказывает налоговые минимизации и разнообразные схемы. Не только крупного бизнеса, олигархов, но и просто богатых людей, которые платят копеечные налоги. Более того, говорят, что Госфинмониторинг наладил обмен этой информацией с Государственной налоговой службой, и у нее открыта масса дел, которая может вылиться в налоговые доначисления и сборы в казну. Но есть одна очень важная загвоздка — все эти сведения не могут быть представлены в суде. Поскольку были собраны полулегально. Поскольку обмен информации между Госфинмониторингом и ГНС не легализован. Но как только налоговики смогут официально “отмыть” свой компромат — все изменится”, — рассказал “Стране” финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Он полагает, что власти будут действовать поэтапно. Сначала вопросы о происхождении денег будут задавать чиновникам и предпринимателям, но со временем дело дойдет и до обычных людей. В первую очередь – до представителей среднего класса, которые имеют теневые доходы.
“Снятия ограничений в части раскрытия банковской тайны идут планомерно уже продолжительное время, постоянно ощущаются разные ужесточения. Особенно в части финансового мониторинга. В какой редакции будет упрощаться доступ к банковской информации для налоговиков — посмотрим. Не очень верится, что данный законопроект примут в первоначальной редакции. Ведь все понимают, что люди просто начнут снимать деньги со счетов, и украинские банки ощутят оттоки средств. Альтернативой могут стать заграничные счета, в странах с менее жесткими требованиями по финмониторингу, из которых нашим властям долго придется ждать информацию”, — допустила в беседе со “Страной” налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании “Е.С.Консалтинг” Александра Томашевская.
Юристы также рассчитывают, что налоговикам полностью не развяжут руки в части получения банковской информации.
“Нельзя допускать раскрытия банковской тайны под любую “писульку” районной налоговой. Иначе дела станут открывать пачками, и не всегда обоснованные. Начнутся заказы конкурентов, недругов и прочие нелицеприятные вещи. Есть угроза массовых злоупотреблений. Олигархи, как всегда, откупятся, а из среднего класса будут “кровь пить”. Если власти решат, что Налоговой нужно расширять доступ к банковской информации, то нужно все детально регламентировать. Четко оговаривать, в каких случаях можно открывать банковскую тайну, а в каких — нет”, — отметил “Стране” старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
Эксперты считают, что произвол со стороны фискалов, особенно, если они станут активнее нападать на представителей малого бизнеса (ФОПы) или простых людей, может спровоцировать недовольство общества. Потому принятие Верховной Радой нового законопроекта до местных выборов не прогнозируют. Рейтинг партии власти и без того падает.
“Но это не значит, что ужесточений не будет, их могут отсрочить. Могут предварительно провести реформу с нулевым декларированием: чтобы люди показали все реальные доходы и легализовались. Но мы все равно к этому придем, как и весь мир: налоговики будут сличать расходы людей с их доходами, и при несоответствии — будут требовать объяснений. Кто их не предоставит может остаться без денег, пойдут блокировки счетов. Рано или поздно налоги придется платить. У нас пока непрямых методов нет, но они появятся. Например, в Германии и Прибалтике уже проверяют дисконтные карты населения”, — заметил Василий Невмержицкий.
Он рассказал, что в Европе фискалы в ходе проверок торговцев вскрывают данные о предоставленных скидках на товары и услуги клиентам. Поднимают данные обо всех, кто пользуются дисконтами и видят, на какие суммы те делают покупки. Это новая тактика налоговиков, которые пытаются выяснить реальные доходы европейцев после того, как люди в ответ на ужесточение финансового мониторинга, стали активнее снимать деньги со счетов (либо просить наличную оплату труда) и делать свои покупки за кэш.