Что будет с зарубежными активами представителей украинской власти, запятнавших себя кровью участников протестов.
Сторонники Майдана требовали от западных политиков введения адресных санкций против украинских первых лиц начиная с 30 ноября 2013 года, после жестокого разгона протестующих студентов. Однако только кровавые события 18-20 февраля вынудили зарубежных партнеров Украины перейти от обещаний к конкретным действиям. “На сегодня санкции в форме ареста активов были введены Канадой, о чем 20 февраля 2014 года сообщил премьер-министр этой страны Стивен Харпер, и Евросоюзом (в пункте 4 Заключения совета ЕС по Украине от 20 февраля 2014 года). Содержание и объем санкций пока точно не известны. Обычно предполагается общий запрет операций с собственностью, бенефициаром которой является объект санкций, запрет финансовых операций с участием или в пользу такого лица и т. п.”, – обобщает юрист ЮФ Ильяшев и Партнеры Дмитрий Шемелин. При этом собеседник ЛІГАБізнесІнформ подчеркивает, что речь не идет о торговых санкциях (таких как импортные пошлины или квоты на украинские товары), которые могли бы нанести значительный экономический ущерб всей стране. Адресные санкции США, которые также были введены накануне, пока касаются только визовых ограничений.
Кроме применения персональных санкций, на сегодня уже есть прецедент открытия уголовного производства в рамках внутреннего законодательства государства, в котором находятся активы госчиновника, подозреваемого в причастности к кровавым событиям на Майдане. Речь идет об открытии уголовного производства против главы администрации президента Януковича Андрея Клюева по статьям об отмывании денег и злоупотреблении властью.
В СМИ были обнародованы списки, содержащие перечень от 20-30 до 145 персон, против которых, якобы, введены санкции. В то же время, все опрошенные ЛІГАБізнесІнформ эксперты обращают внимание на отсутствие данных из официальных источников. “В международной практике подобную информацию публикуют только относительно первых лиц. Остальной список, как подтверждают примеры Сирии, Ливии и др., появляется далеко не сразу и не в полном объеме”, – отмечает адвокат, старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец. Юрист поясняет такую практику особенностями международной политики. В свою очередь, Дмитрий Шемелин объясняет закрытость информации об объектах санкций из Украины намерениями Канады и ЕС дать возможность желающим сохранить лицо представителями старой власти наладить сотрудничество с новой властью. “Пока в рамках нового правительства не будет достигнут генеральный консенсус, широких проскрипционных списков ожидать не стоит”, – прогнозирует развитие ситуации собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
О торговых санкциях, которые могли бы нанести экономический ущерб стране, речь не идет
“Правоохранительные органы разных государств могут обмениваться информацией, что даст дополнительный импульс для расширения круга лиц, на которых распространяется действие санкций. Если украинские правоохранители будут сотрудничать с зарубежными коллегами в рамках международных конвенций о правовой помощи (FATF и др.), блокировка счетов может осуществляться по инициативе украинской стороны. В случае возбуждения уголовных дел, зарубежные активы могут быть заморожены в качестве обеспечения иска”, – уточняет адвокат, советник ЮБ ЕПАП в Украине Сергей Гребенюк.
По мнению ректора Международного института бизнеса, экс-замглавы НБУ, бывшего замминистра финансов Александра Савченко, отдельные украинские должностные лица вполне могут попасть под санкции со стороны FATF, накладываемые в случае выявления фактов неправомерного использования оружия, торговли людьми, терроризма, в том числе против собственного народа. “Этот общемировой орган (FATF – ред.) на основании подозрений во взаимосвязи банковских операций с вышеназванной деятельностью может арестовать счета, – уточняет собеседник ЛІГАБізнесІнформ. – Усиливающим фактором для FATF является принадлежность владельцев счетов к кругу политиков и связанных с ними персон. Они оказываются в сфере особого внимания, и поэтому санкции могут коснуться достаточно широкого круга лиц, совершивших транзакции с подозреваемыми чиновниками”.
Механизм, который должен заблокировать активы госчиновников с “кровью на руках”, по всей видимости, уже запущен. “После появления подобных инициатив правоохранительные органы страны, вводящей санкции, в довольно сжатые сроки накладывают арест на активы и счета лиц, против которых санкции применяются, – объясняет Ростислав Кравец. – Учитывая возможности современных технологий, даже запутанные схемы, включающие использование офшоров, трастов и т.п., расследуются достаточно быстро. Поэтому гаваней, где можно надежно укрыться от санкций, в мире уже практически не осталось”.
Запятнавшие себя госчиновники могут попытаться перевести активы в валюты развивающихся стран или отмыть свои капиталы
“Если средства находятся в любой из валют первой категории (доллар США, евро и др.), вне зависимости от юрисдикции все деньги в конечном счете хранятся под Федеральным резервом США или Европейским центробанком, – объясняет Александр Савченко. – Только переведя средства в валюту второй категории, например, в рубли, можно вывести их из зоны досягаемости ЕС и США, но при этом оказаться в зависимости от России”. Ввиду пристального внимания финансовой разведки, отмечает собеседник ЛІГАБізнесІнформ, попытки отмывания средств связаны с большими транзакционными издержками и рисками, чем уход в рубль или юань”.
Возврат в Украину зарубежных активов, попавших под действие санкций, вполне возможен. Но механизм этого процесса пока не ясен, так как значительная практика в этом направлении в Украине не наработана. В качестве примера эксперты приводят дело осужденного в 2000 году в США экс-премьера Павла Лазаренко, чьи замороженные активы по-прежнему не возвращены на родину. “В случае вынесения обвинительного приговора суда, который предполагает конфискацию имущества, может ставиться вопрос о взыскании средств украинским государством, – объясняет Сергей Гребенюк. – Однако позиции разных стран в этом вопросе существенно отличаются, а конечный результат является трудно прогнозируемым. В некоторых странах замороженные средства, после того как было доказано их коррупционное или преступное происхождение, перечисляют в бюджет государства-источника. Другие страны воздерживаются от возврата активов, мотивируя это тем, что в государствах, где чиновникам удалось получить значительные коррупционные доходы, средства из бюджета могут снова уйти в тень”.
Мнение: если вина лиц, попавших под санкции, доказана, а в государстве установился законный порядок и демократия, замороженные активы можно вернуть на родину уже через полгода
По мнению Ростислава Кравца, возврат активов будет зависеть как от политической воли заморозившего их государства, так и от непосредственного желания властей Украины вернуть эти средства. “Процесс может растянуться на несколько лет, – прогнозирует собеседник ЛІГАБізнесІнформ. – В его рамках будет необходимо доказать незаконное происхождение средств, определить потерпевшую сторону, которая станет их получателем (например, государство Украина) и т.п. Но вполне возможно, что в сегодняшней исключительной ситуации все произойдет достаточно быстро”. Александр Савченко оценивает шансы возврата активов как довольно высокие. “Главное – грамотно вести работу в этом направлении, начать переговоры с ЕС или США, – считает собеседник ЛІГАБізнесІнформ. – Успешные прецеденты возврата средств уже имели место в Ливии, Египте, Ираке и Иране. Если вина лиц, на которых наложены санкции, доказана, а в государстве установился законный порядок и демократия, замороженные активы можно вернуть на родину уже через полгода”.
Мария Бабенко, ЛІГАБізнесІнформ