Ждете “декретные”, помощь при рождении малыша, помощь на уход, компенсации, повышение, доплаты или надбавки? Спешим сообщить, что ждать придется долго и нет гарантий, что ожидание будет стоить того. А все из-за новой законодательной инициативы, которая, наоборот, должна улучшить благосостояние украинцев – проект Закона Украины “О мерах по упорядочению системы расчетов размеров прожиточного минимума, социальных выплат, денежных платежей и взысканий и платы за предоставление административных услуг” (далее – законопроект).
Зачем вводятся эти изменения, что они несут и кто от них на самом деле выиграет, расскажет 112ua.tv.
Для чего нужны новые изменения?
О необходимости увеличения прожиточного минимума говорит уже не первое правительство. Де-юре чиновники считают, что 2 189 грн в месяц должно хватить не только на пропитание, но и “для удовлетворения культурных потребностей личности”. А вот де-факто в правительстве высчитывают фактический прожиточный минимум (в ценах ноября 2020 года для трудоспособных лиц с учетом суммы обязательных платежей фактический прожиточный минимум составляет 4 494 грн). То есть, заранее в формулу закладывается тот факт, что у человека все-таки есть накопления или дополнительный источник заработка.
Однако, пока к прожиточному минимуму привязаны выплаты судьям, такое повышение будет несправедливым.
“От штрафов и зарплат судей Конституционного суда прожиточный минимум давно нужно было отвязать, потому что при росте прожиточного минимума, стандартов жизни населения автоматически повышались штрафы и зарплаты судей Конституционного суда и чиновников“, – говорит в комментарии 112ua.tv финансовый эксперт Алексей Кущ.
С этим соглашается и генерал-майор налоговой полиции Украины Юрий Атаманюк. В комментарии 112ua.tv эксперт отмечает, что поскольку штрафы никоим образом не касаются прожиточного минимума, давно надо было определить абсолютную цифру для их расчета.
“Нужно снять этот вопрос и не сидеть с калькуляторами“, – говорит Атаманюк.
По представлению Владимира Зеленского правительство инициировало проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно установления отдельных расчетных величин.
“Прожиточный минимум существенно влияет на планирование расходов бюджетов всех уровней, поскольку на его основе определяются размеры большого количества выплат и пособий. Любое увеличение размера прожиточного минимума приводит к автоматическому перерасчету и необходимости дополнительных расходов бюджетов и поиску источников их возмещения“, – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Сейчас к прожиточному минимуму в Украине привязано большое количество платежей (почти 180 норм предусматривают использование прожиточного минимума в уголовном, хозяйственном, административном законодательстве), которые не имеют никакого отношения к социальным стандартам. Так, от прожиточного минимума зависит размер административных штрафов, пошлин, судебных сборов и прочее. Законодатели предлагают это изменить.
Простыми словами, уровень прожиточного минимума предлагается оставить только для расчета основных социальных гарантий (минимальная зарплата, пенсия, государственная социальная помощь малообеспеченным семьям и другие виды государственной помощи, “которые являются для лица основным источником доходов”).
Для всех остальных вводятся базовые величины для расчета, не зависящие от увеличения прожиточного минимума. Этот стандарт не будет влиять на:
- социальные выплаты на детей;
- ежемесячные соцвыплаты, устанавливаемые к пенсии или государственной соцпомощи, вместо пенсии; стипендии; алименты; компенсационные выплаты, пособие на уход, а также единовременные денежные выплаты (пособия);
- денежные платежи и взыскания – для расчета штрафных санкций и административных взысканий;
- административные сборы – для расчета размера платы за предоставление административных услуг.
“Шаг вполне логичный: “прожиточный минимум” уже давно не соответствует реалиям жизни. За много лет к нему привязали все подряд, вплоть до размера платы за выписку из кадастра или выдачу паспорта. Упорядочение всех этих показателей вернет более или менее стройную логику в систему расчетов человека с государством и сделает размеры этих расчетов более контролируемыми“,- отмечает на своей странице в Facebook бывший и. о. министра экономики Павел Кухта.
По словам чиновников, такое “высвобождение” прожиточного минимума будет способствовать его дальнейшей реформации, создаст возможности для эффективного бюджетного планирования, а также обеспечит предпосылки для его существенного повышения.
Последнее утверждение, по словам экспертов, вызывает больше всего вопросов. Ведь очевидно, что увеличение прожиточного минимума может обеспечить только развитая экономика – отнюдь не разделение выплат и отвязывание платежек.
Украинцам подкладывают свинью?
И хотя чиновники говорят о больших перспективах увеличения прожиточного минимума, совершенно очевидно, что размер ряда отвязанных от него выплат останется под вопросом. Будут ли увеличены алименты и штрафы – неизвестно.
По мнению экспертов, рычаги влияния будут находиться в руках Кабмина. А это создает высокие риски “ручного” управления.
“Вероятнее всего, базовые величины будет регулировать Кабмин в ручном режиме. То есть, летом будет одна величина, осенью – другая, зимой – третья“, – говорит в комментарии 112ua.tv адвокат Ростислав Кравец.
Сценариев дальнейшего развития событий несколько, и почти в каждом из них определенная категория украинцев остается “в минусе”.
В первом – прожиточный минимум действительно начнет расти, в отличие от других социальных выплат, которые власть собирается отвязать от него. Так, выплаты на детей или другое социальное пособие будут “заморожены”. Однако штрафы и другие взыскания – необязательно, ведь размер всех базовых величин будет устанавливаться по-разному.
“Все будет рассчитываться из справочника “Потолок” – штрафы будут расти непропорционально высоко, а соцстандарты будут замораживаться непропорционально низко“, – говорит в комментарии 112ua.tv финансовый аналитик Алексей Кущ.
Вероятность развития событий по первому сценарию подчеркивает и Ростислав Кравец.
“Я считаю, что должна быть единственная неизменная величина, к которой все привязано. Если она увеличивается, соответственно, пенсии, зарплаты, штрафы, отчисления, компенсации тоже увеличиваются, и так же с уменьшением. А тут получается, что в ручном режиме мы хотим что-то увеличить, а что-то уменьшить. К примеру, может быть так, что компенсации мы уменьшаем, а штрафы увеличиваем“,- говорит эксперт.
Таким образом, нельзя исключать вариант, при котором прожиточный минимум будет увеличен несущественно, а штрафы – в разы. Если он будет реализован, получается, правительство внедряло изменения вовсе не для того, чтобы улучшить жизнь украинцев, а для наполнения госказны.
Так или иначе, какими бы ни были новые величины соцвыплат и штрафов, порождается определенная социальная несправедливость: население будет платить налоги, которые рассчитываются на базовую величину прожиточного минимума, а компенсации или другие выплаты будут получать по расчетам исходя из другой величины, которая никоим образом не обоснована. Само по себе “ручное регулирование” уже является причиной, чтобы говорить о несправедливости при установлении размера выплат.
“Получится так: есть ли у вас претензии к прожиточному минимуму? Все правильно рассчитано? Да, правильно. А к компенсациям – тоже правильно рассчитано. А то, что они между собой никак не коррелируют, не соотносятся. Откуда вы взяли, что там должно быть, например, 100 грн, а там 150?” – говорит Кравец.
Существует ли “рецепт достойного уровня соцвыплат”?
Так или иначе, законопроект абсолютно не решает проблемы украинцев – уровень прожиточного минимума до сих пор оставляет желать лучшего. Поэтому изменения, которые действительно нужно вводить в Украине, совершенно отличаются от предложенной правительством схемы. Да, по словам Алексея Куща, стране нужен “золотой” стандарт, согласно которому прожиточный минимум должен равняться минимальной пенсии, минимальной заработной плате и необлагаемому минимуму доходов граждан.
“Допустим, сегодня минималка – 6 тыс. грн. С вычетом налогов на руки эта цифра уменьшается до 5 тыс. грн. Вот это и должно стать прожиточным минимумом, пенсией и необлагаемым доходом граждан“, – говорит Кущ.
Аналогичную точку зрения высказал и экономический эксперт Юрий Атаманюк. По его словам, фактический и законодательный прожиточный минимум, минимальная зарплата и пенсия должны стать одной величиной – минимумом, которым государство обязано обеспечить работающего и неработающего гражданина.
К примеру, для лиц, утративших трудоспособность, именно прожиточный минимум является базой для расчета пенсии.
“Человек получает около 1 800 гривен. Для меня полная загадка, как можно прожить на эти деньги“,- говорит экономист Олег Пендзин.
Для того чтобы украинцы могли рассчитывать на “фактические” 4 500 грн, в государственной казне, как отмечает правительство, не хватает 300 млрд грн. Министры говорят, что такие суммы при дефицитном бюджете найти нереально. Однако генерал-майор налоговой полиции Украины, экономический эксперт Юрий Атаманюк с этим утверждением не согласен.
“По оценкам исследований различных украинских и международных экономических центров относительно роли нашей “теневой” экономики, мы только на таможне и налоговой за счет “скруток” и контрабанды теряем 15 млрд грн ежемесячно. Если к этому добавить незаконное использование украинских недр, работу госкомпаний, которая пронизана коррупционными схемами, и другое, можно выйти на абсолютно реальную цифру в 300 млрд грн“,- говорит эксперт.
Найти средства на улучшение уровня жизни украинцев возможно, если шаг за шагом развивать экономику и следовать “золотому” правилу развитых стран: если есть большие расходы, то нужно не уменьшать, а увеличивать доходы.
“Все прогрессивные правительства думают, где дополнительно взять средства, чтобы обеспечить социальные выплаты. Ведь человек, получив пенсию, не идет менять валюту и выводить ее в офшоры, он тратит пенсию в Украине. Эти деньги – “кровь”, которая дает возможность развиваться экономике. А бедный человек не является потребителем. У нас же все поставлено с ног на голову“,- говорит Юрий Атаманюк.
Ирина Шостак, 112.UA