Разрешить, чтобы запретить. Когда власть определится, что будет с продуктовыми рынками?

Разрешить, чтобы запретить. Когда власть определится, что будет с продуктовыми рынками?

Закрыты на карантин, открыты, вновь закрыты и, в перспективе, вновь открыты еще до конца пандемии. Все это – о многострадальных продуктовых рынках. Политика Кабмина касательно предотвращения эпидемии меняется так быстро, что ни торговцы, ни покупатели не успевают к ней адаптироваться.

Ни одна страна не может жить с неработающей экономикой. Спустя две недели после внедрения карантина в Украине в МОЗ решили все-таки позволить властям на местах открыть продуктовые рынки с некоторыми ограничениями. Главный санитарный врач Виктор Ляшко заявил: это делается ради того, чтобы украинцы имели доступ к более дешевым продуктам, чем в магазинах.

Еще через две недели, после фиксации ряда нарушений, вместо того чтобы дождаться точечной реакции на них от правоохранителей, Ляшко отменяет свое же постановление и полностью запрещает работу рынков во время карантина. 

Но на этом эпопея не закончилась. Теперь министр Кабмина Олег Немчинов заявляет, что возможность работы рынков вновь рассматривается. Новое решение ждет украинцев в ближайшей перспективе.  

Как политика Кабмина отражается на предпринимателях и покупателях и будут ли рынки все же открыты?

Почему в Кабмине меняют тактику

Безопасно ли позволять работу рынков во время карантина – это сложный вопрос. С одной стороны, не хочется повторения ситуации, когда 9 жителей села заболели после посещения рынка в Черновцах. С другой – велика вероятность, что заразиться коронавирусом гораздо проще в супермаркете.

“Как человек, вышедший из ритейла, который руководил внутренней торговлей, я не понимаю, почему большим продуктовым магазинам можно работать, а рынок продажи продуктов, который находится на открытом воздухе, должен нести потери”, – говорит экономический эксперт Игорь Гарбарук.

422233

Из открытых источников

На практике открытие рынков 1 апреля было частичным и зависело от решения местных властей. Мэр Киева Виталий Кличко не стал открывать рынки, объяснив это тем, что распространение коронавируса в Китае началось именно с прилавков в Ухане. Змей на украинских рынках не продают, но расплачиваться все равно пришлось украинским торговцам.

Некоторые местные власти также не открывали торговлю, потому что обеспечить требования Ляшко было сложно. Далеко не все рынки обеспечены вентиляцией, туалетами. Расстояние в очередях между покупателями выдерживать трудно, так как точки расположены близко друг к другу. Требование удавалось соблюдать только там, где были заняты не все рабочие места или было небольшое количество посетителей. На некоторых рынках выкручивались, запуская работу через один павильон. И все равно без нарушений не обошлось.

Впрочем, сейчас их можно заметить и во многих супермаркетах. Далеко не везде присутствует контроль количества посетителей. Также на территориях сетей работают точки по продаже аксессуаров к мобильным телефонам и другие объекты, которые нельзя отнести к критической инфраструктуре. Карантин в столице и вовсе работает весьма избирательно: в магазинах электроники покупатели без всякой дистанции покупают колонки, а гиганту “Макдональдс” позволена продажа кофе через окошко, пока украинский владелец маленькой кофе-точки целый месяц сосет лапу.

Пока в Украине более месяца не могут принять окончательное решение о работе рынков, в Чехии на днях открыли продуктовые рынки, и не только их, а салоны по продаже автомобилей, мастерские, разрешили тренировку профессиональным спортсменам. В Словакии кроме рынков открывают также все магазины и учреждения с торговой площадью до 300 кв. м, рестораны.

Законен ли запрет на работу рынков

На самом деле спор о том, могут работать рынки или нет, сейчас не имеет особого смысла. Дело в том, что постановление, которое недавно отменил Ляшко, лишь регулировало условия их работы во время карантина. Отменив его, главный санитарный врач не запретил, а наоборот, разрешил торговлю. Ни один из других нормативных актов не запрещал работу продуктовых рынков во время эпидемии. Даже те ограничительные, которые регулировали основные карантинные меры. 

По сути, якобы ограничив работу продуктовых рынков, Минздрав только снял все ограничения с их деятельности. Сейчас администрацию рынков возможно привлечь к ответственности за несоблюдение необходимых карантинных правил только по статьям о нарушении санитарных правил и норм относительно предотвращения инфекционных заболеваний и массовых отравлений.

“Исходя из норм постановления Кабмина, нет прямого запрета на работу продуктовых рынков. Люди, конечно, должны исполнять условия по личной безопасности, использовать маски, антисептики, придерживаться расстояния. Наше правительство маркетологов с неоконченным образованием до сих пор не приняло решения, каким оно должно быть, в то время как в других странах мира оно определено еще с декабря. Те ограничения, которые существуют по рынкам, нивелируются решениями местных органов власти. Это именно в их компетенции. Право Кабмина устанавливать какие-либо запреты на работу не предусмотрено. А у нас во втором пункте 211 постановления сразу слово “запретить”. В конце концов все грубейшие нарушения будут учтены и изучены “независимыми правоохранителями” при следующей власти”, – подчеркивает адвокат Ростислав Кравец.

В Одесской ОГА приняли решение временно запретить функционирование продовольственных рынков, но в документе не были указаны сроки ограничений и не было юридического обоснования. В итоге заработали продавцы без масок, а товар часто не прикрывали. Показательно то, что Гаранту даже пришлось поручить главе Офиса президента ускорить процесс. Это не входит в его полномочия – он может только давать рекомендации Кабмину. По сути, в виду отсутствия налаженного подхода по букве закона, власть вновь занимается регулированием в ручном режиме.

Из-за недостаточного унормирования законодательства возникла и коллизия с отсутствием проверок на время карантина.

“Так как запретили плановые проверки, инспектор не может выяснить, как обстоят дела с безопасностью товаров на рынках. Конечно, в первую очередь проблема – коронавирус. но заболеть от отравления пищевыми продуктами в эпоху пандемии тоже не хочется”, – говорит Яна Добидовская, заместитель руководителя проекта ЕС по усовершенствованию контроля безопасности пищевых продуктов.

То, что теперь правительство рассматривает возможность возобновления работы продовольственных рынков в условиях текущей полной юридической свободы для их деятельности, что напоминает сомнительный пиар. Чего ждать от нового специального документа, разработку которого анонсировали в Кабмине, – непонятно.

Кравец подчеркивает, что несогласным торговцам придется разве что отправляться в суд. Но процессуальный кодекс изменили так, что решение суда не вступит в силу до окончания карантина. Надеяться на то, что кто-то из судей внедрит его в качестве обеспечения исков, вряд ли стоит. Адвокат подчеркивает, что судьи сегодня крайне запуганы и утратили возможность отстаивать права граждан.

Так что пока фермеры и малый бизнес, для благополучия которых рынки критически важны, ничего сделать не могут.

Как неопределенность Кабмина влияет на украинцев

Сам по себе коронавирус и так ударил по карманам фермеров. На полях некому работать: люди боятся заболеть и сидят в изоляции. Но главное, непонятно, как в текущих условиях продавать продукцию.

Как и в случае с дешевеющей нефтью, которую нельзя резко прекратить добывать из-за изменения ситуации на рынках, тормозной путь есть и у производства, например, молочки. Просто уменьшить надои молока нельзя, а оптовые продажи на перерабатывающие заводы не приносят необходимой прибыли. Теоретически производители могут подписать договора с теми же супермаркетами. Но это просто только на бумаге.

“У нас до 90% картофеля выращивается в мелких фермерских хозяйствах. Им ориентироваться на большие розничные сети попросту невозможно. Не могу я, как малый фермер, подписать договор с большой сетью, так как у меня нет таких объемов. Да и сети брать тысячу поставщиков неудобно: проще закупить иностранную картошку у оптовика”, – говорит Гарбарук. 

Для супермаркета сотрудничество с мелкими поставщиками – это проблемы с логистикой, стабильностью поставок. Некоторые сети, к слову, пошли навстречу поставщикам, но оказалось, что у многих из них нет сертификатов или же они просят предоплату.

И ладно бы, если бы запрет на рынки был стабилен с первого дня карантина. Из-за постоянных изменений в законодательстве украинцы не могут планировать свой бизнес и попадают на дополнительные деньги. Часть торговцев, которые в надежде на открытие рынков закупили товар у поставщиков, в частности овощи, просто выбрасывали его на улицы. Некоторые предприниматели рассказывали украинским СМИ, что речь шла о суммах около 100 тыс. грн.

“Тот же картофель, пока он законсервирован в специальном хранилище, не гниет. Как только подняли этот картофель на воздух, начинают работать определенные процессы. И я уже не говорю о фруктах. А потом продукты остаются гнить на улице. Всему этому причина – непоследовательность действий власти”, – добавляет Гарбарук. 

При всем этом торговцам нужно даже в кризис оплачивать работу охраны рынка. Откуда брать деньги, если продать скоропортящийся товар крайне сложно, – непонятно. В структуре товарооборота примерно треть – юридические лица, треть – ФЛП и еще треть – тень. То есть деньги на закрытии рынков теряет 30-40% торговцев. Местные предприниматели Днепра и Николаева уже протестовали с требованием возобновить работу рынков.

Условием выживания оказалась стихийная торговля. Многим приходится ездить по дворам и зазывать купить картофель, лук и яйца. Продавцы Житнего рынка на Подоле в столице раздают свои номера, передавая заказчикам товар из рук в руки.

422231 scaled

Wikimedia Commons

И здесь возникает еще один вопрос: стоит ли запрещать действие рынков, на которых работают специальные лаборатории и соблюдаются хоть какие-то дополнительные меры предосторожности, или проще заставить людей торговать творогом прямо под мостом, как это происходит сейчас?

Кто выигрывает от запрета рынков

В этой ситуации необходимо искать либо выгоду, либо преступную халатность. В Украине нельзя исключать и того, и другого. Экс-министр экономики Виктор Суслов, к примеру, убежден, что супермаркеты заинтересованы, чтобы рынки не работали во время карантина. 

“Я здесь вижу чисто экономический конфликт. В последнее время продовольственные магазины, супермаркеты резко увеличили выручку, в том числе и за счет запрета торговли на рынках”, – говорит Суслов. 

В больших городах через рынки продают более половины продуктов, в маленьких –  до 90%. Так что для конечного потребителя критичен запрет работы даже трети рынков. Полное же закрытие рынков толкает ценники в супермаркетах на 10-20% вверх. Поэтому уже летом ряд продуктов для многих граждан может оказаться недоступен.

А вот Гарбарук считает, что дело в непрофессионализме власти.

“У нас даже нет физически ассоциации ритейла. Те организации, которые таковыми себя называют, на самом деле не могут пролоббировать решений в свою пользу. Вероятнее всего, наш Кабмин просто идет своим типичным, стандартным путем. А вот касательно работы ломбардов, которые наживаются на плачевной финансовой ситуации населения, гораздо вероятнее, что их деятельность лоббировали”, – говорит экономический эксперт. 

Государство обещает бороться с ростом цен при помощи мониторинга. Торговцы должны будут отчитываться об изменениях стоимости Госпродпотребслужбе. Но конкретных механизмов для того, чтобы снижать цены, у нее нет. Кроме того, мониторинг будет распространяться лишь на 10 продуктов. Надеяться же на запуск работы рынков, судя по всему, пока рано.

Администрации рынков не берутся оценивать эффект от потери покупателей. Но они настаивают: одно только открытие рынков ситуацию не спасет. К карантинным ограничениям нужно подходить комплексно.

“Мы ожидаем принятия такого решения. Но важно понимать, что оно не будет иметь никакого смысла, если не будет ходить общественный транспорт, так как украинцы попросту не смогут добраться до рынка. Если политика Кабмина изменится, будем созваниваться с нашими арендаторами и спрашивать, кто хочется открыться”, – рассказывают в пресс-службе рынка “Лесной”.

При отсутствии консолидированного подхода к борьбе с эпидемией у власти наша страна продолжает весьма коряво сопротивляться Covid-19, что отражается не только на здоровье наших гражданах, но и на их кошельках. Зато постоянный информационный шум в вопросах карантина отвлекает граждан от других важных вопросов в отношении политики власти.

Анна Пешкова, 112.UA

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка