Размеры ряда штрафов пересмотрят. По-новому накажут и за вранье при получении субсидий

В Кабмине предложили через Раду убрать привязку прожиточного минимума к вычислению санкций. Будут искать замену показателям.

Вскоре в Украине снимут привязку штрафов и других отчислений к прожиточному минимуму. В Кабмине уже поддержали соответствующие законопроекты и подали их в парламент. Как сообщила глава Минсоцполитики Марина Лазебная, для расчета минимума создадут новую методологию, “чтобы показатель удовлетворял потребности людей”.

По словам министра, в правительстве проанализировали 180 законодательных актов, в которых есть привязка к прожиточному минимуму, и посмотрели, на что ее можно заменить. В итоге в Кабмине решили оставить эту привязку в формировании основных начислений, определенных Конституцией: только пенсия и минимальная зарплата.

Разработкой указанных законопроектов занимались в Минсоцполитики с участием экспертов. В конечном счете вышло четыре документа. Первый из них посвящен методологии расчета прожиточного минимума, второй – отвязке штрафов от минимума, а остальные – базовым величинам для штрафов, социальных выплат и доплат.

Впрочем, Лазебная говорила о такой инициативе еще в конце января. По ее тогдашнему утверждению, если реформа пройдет через парламент, вместо прожиточного минимума с 2022 года будут использоваться базовые величины для денежных платежей и взысканий. Их будут ежегодно индексировать на уровень инфляции.

Для справки: прожиточный минимум для трудоспособных лиц с 1 января 2022 года составит 2,393 тыс. грн.

В судах будет меньше казусов относительно санкций

В беседе с UBR.ua управляющий партнер ЮК “Альянс правовых сил” Виталий Собкович обратил внимание, что привязка штрафов, например, к необлагаемому минимуму (17 грн) – это прикрепление к стабильному показателю, который может меняться раз в десятилетия. Когда мы хотим увеличить санкции, мы просто повышаем кратность минимумов.

Но когда существует привязка к прожиточному минимуму, то штрафы должны постоянно меняться. И вот тут могут возникнуть проблемы с их размером в зависимости от каждой отдельной ситуации. В дело вступает важность времени совершения правонарушения и вынесения судебного вердикта, между которыми могут быть месяцы.

“С другой стороны, привязка к прожиточному минимуму чревата сложностями при расчетах штрафов. Есть масса ситуаций, когда правонарушение совершалось при одном прожиточном минимуме, а суд выносит решение, привлекая человека к ответственности, когда прожиточный минимум уже другой”, – поясняет он.

Штрафы растут медленно. А у правоохранителей будет больше искушений

Штрафы создаются еще и с воспитательной целью. Если их привязать к прожиточному минимуму, то они будут увеличиваться слишком медленно. А временами – просто символически. А когда Верховная Рада повышает санкции в разы, исходя из привязки к необлагаемому минимуму, то штрафы для граждан подскакивают ощутимо.

“Чтобы штрафы, привязанные к прожиточному минимуму выросли, нужно ждать годами. Не говоря уже об инфляции, которая их обесценит. Они не возымеют воспитательной цели. Но, с другой стороны, чем больше штраф, тем выше вероятность коррупции: у нарушителей появляется желание решить “все на месте”, – отметил Собкович.

Если штраф, к примеру, за превышение скорости составляет 500 грн, а нарушитель хочет “решить вопрос” на месте за 200 грн, то это одно. Для контролеров риск велик, а такая сумма его не оправдывает. Но если речь идет о 17 тыс. грн, то тут для людей в погонах действительно появляется искушение получить неправомерную выгоду.

К слову, о том же говорит нам эксперт по праву из Центра политических реформ Александр Марусяк, обращая внимание, что определение размера штрафа может предусматривать три сценария: конкретная сумма, привязка к необлагаемому и прожиточному минимуму. Первый вариант – наихудший, так как инфляция такие штрафы быстро “съедает”.

“Поэтому законодатели и придумали модель, согласно которой штрафы привязаны к необлагаемому минимуму. Еще с 90-х он в Украине – 17 грн. И поэтому объемы штрафов повышают путем увеличения кратности этого минимума. С практической точки зрения это удобнее, чем все время пересматривать цифры”, – пояснил он.

Кого это коснется в первую очередь

В первую очередь, как отмечают наши собеседники, дело коснется штрафов за нарушение налогового законодательства. Например, так называемых контролируемых операций. Проще говоря, речь идет о хозяйственных операциях украинских предприятий, когда другой стороной являются нерезиденты (иностранцы).

С начала этого года штрафные санкции, предусмотренные Налоговым кодексом, рассчитываются в соответствии с размером прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года. В текущем году он составляет 2,27 тыс. грн.

Так, за непредставление отчета по контролируемым операциям предусмотрено наложение штрафа в размере 300 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц (в 2021 году – 681 тыс. грн).

“За просрочку в подаче отчета по контролируемым операциям штраф – один прожиточный минимум, установленный законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день непредставления отчета”, – подчеркнул Марусяк.

Во-вторых, обращает внимание эксперт, за несвоевременное декларирование контролируемых операций штраф предприятию будет таким же, как и за просрочку по представлению отчета по ним – один прожиточный минимум. Но, как говорят наши эксперты, предусмотреть, повысятся ли эти санкции, или сократятся, говорить рано.

Необходимо подождать решения народных избранников относительно поданных Минсоцом через Кабмин законопроектов.

В разговоре с нами адвокат, старший партнер АК “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец акцентирует на том, что в контексте Минсоца санкции тоже привязаны к прожиточному минимуму. Например, именно так наказывают за подачу неправдивой информации с целью получить от государства субсидию.

“Да, имеется в виду налоговое законодательство и законодательство, регулирующее соцвыплаты. Но предложение Лазебной может привести к дисбалансу в политике. Сейчас у нас все понятно: есть соответствующие компенсации, имеющие ясные привязки. С изменениями может разрушиться и понятие госгарантии”, – полагает адвокат.

UBR

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка