Новый генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка рассчитывает завершить реформу ГПУ к 2020 году, преобразовав данное ведомство в Офис генерального прокурора.
Также, по словам Рябошапки, необходимо сократить количество прокуроров и провести оценку качества их работы – так называемую «проверку добродетельности». Чтобы оценить качество предложенных генпрокурором идей, корреспондент ГолосUA побеседовал с юристом и адвокатом, старшим партнером АК «Кравец и партнеры» Ростиславом Кравцом.
– Ростислав Юрьевич, насколько необходимо было переименовывать Генпрокуратуру в Офис генерального прокурора?
– Похожие переименования происходят в стране на протяжении последних 20 лет и не преследуют ни улучшения организационной структуры ведомства, ни улучшения его работы.
В данном случае речь идет о том, чтобы в связи с ликвидацией одного органа уволить работающих в нем лиц без длительных процедур и лишних судов.
Это довольно тупиковый путь, поскольку на данный момент есть десятки решений, в том числе решение и Верховного суда Украины о том, что в данном случае речь вовсе не о ликвидации, а о реорганизации, в ходе которой работодатель должен предложить уволенным сотрудникам вакансии.
– Почему для реформирования ГПУ Рябошапка назвал срок именно два года?
– Такую цифру новый генпрокурор, на мой взгляд, назвал для того, чтобы не нести за это никакой ответственности. Более того, я более чем уверен, что через два года Рябошапка, вероятнее всего, не будет занимать данную должность. А прокуратура, как работающий орган, будет полностью уничтожена. В принципе, она и сейчас недееспособная, там крайне редко можно встретить профессионалов и лиц, работающих в интересах Украины.
– Еще до того, как Президент Владимир Зеленский в разговоре с президентом США Дональдом Трампом назвал Рябошапку «100%-но своим человеком», его назначение на данную должность поддержал экс-советник президента США Джон Болтон… Как вы считаете, после таких заявлений, может ли такой человек, как Рябошапка, работать в интересах страны?
– После обнародования стенограммы записи разговора Трампа и Зеленского, любой уважающий себя чиновник, в том числе и генеральный прокурор, должен был бы написать заявление об отставке. Поскольку Зеленский представил Рябошапку как абсолютно ручного и подконтрольного ему лица. Что не предусмотрено ни Конституцией, ни одним нормативным актом.
Генеральный прокурор должен быть полностью независимым от кого бы то ни было. От политиков, от президентов, от любой ветви власти.
Все, что далее делает Рябошапка, и также его связи с различными «грантоедскими» организациями, имеет цель, на мой взгляд, полного уничтожения Украины как независимого государства.
– Есть ли объективная необходимость в сокращении количества прокуроров?
– Рябошапка, на мой взгляд, абсолютно не понимает специфики работы Генпрокуратуры и тех задач, которые не нее возложены, а также ее роль в государственном устройстве. Поэтому его заявление не имеет ничего общего с реалиями.
На сегодняшний момент нужно заниматься не вопросами сокращений, а повышением качественного уровня, ответственности прокуроров и повышения правосознания Генпрокуратуры и их миссии в государственном устройстве.
– Рябошапка анонсировал разработку системы оценки качества работы прокуроров и нагрузки на них… О чем здесь может идти речь?
– Опять же Рябошапка, на мой взгляд, не понимает специфику работу государственных органов власти, хотя и работал в них. Его желание все оценивать в плане «отдачи» на государственной службе является неприемлемым.
На данный момент, качество работы прокуроров крайне тяжело оценить, потому что все очень индивидуально. Очень многое зависит от качества законов, с которыми как раз в Украине большая проблема. Кроме того, существует своя специфика, в зависимости от того, что делает прокуратура, – надзор за транспортом, за соблюдением прав детей, соблюдения закона в сфере налогов и т.д.
В данном случае, разговоры об оценивании качества работы прокуроров нужны для отвлечения внимания от реальных результатов деятельности прокуроров. Вместо того, чтобы подымать качество работы прокуроров, Рябошапка, на мой взгляд, пытается создать нечто противоположное – механизмы оценки их работы.
В принципе, оценка работы прокуроров ежедневно проявляется на улице. Речь идет о соблюдении прав граждан. Если же этого не происходит, то таблички и графики о работе прокуроров ровным счетом говорят лишь об одном – о попытке снять с себя ответственность.