В последнее время под видом девалютизации экономики Украины НБУ принял ряд постановлений обязывающих банки переводить платежи поступаемые на счета физических лиц в валюте в гривну.
В частности, Постановлением правления НБУ №163 от 14.05.2013 «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введения обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» было внесено изменение в «Правила осуществления за пределы Украины и в Украине переводов физических лиц по текущим валютным неторговым операциям и их выплаты в Украине» в части выплаты в гривнах переводов поступивших в иностранной валюте из-за границы в пользу физического лица, в сумме, равной или превышающей в эквиваленте 150 000 гривен в месяц и зачисление такой суммы на текущий счет получателя перевода (переводов) в гривне. Действие данного пункта прекращается 19.11.2013.
Кроме этого Постановлением правления НБУ №365 от 16.09.2013 «О порядке поступления средств в иностранной валюте на текущие счета физических лиц в пределах Украины» предусмотрена обязательная продажа валюты и зачисление ее эквивалента в гривне на поточный счет физлица в случае валютного перевода в его пользу в пределах Украины.
Фактически оба постановления, никоим образом не влияют на девалютизацию экономики, а лишь дают еще один источник комиссионных доходов для банков.
Ведь 99,9% поступлений валюты в Украину на счета физических лиц не превышают месячного пределе в 150 000 гривен. А обойти ограничение по валютным переводам внутри страны, также не составляет труда путем пополнения валютных карточных счетов и отсутствия какой бы то ни было конвертации при этом.
На мой взгляд, данными постановлениями НБУ попытался прикрыть некоторые экзотические схемы обращения валюты в Украине, которые довольно легко обходятся с применением счетов юридических лиц , что конечно увеличивает затраты для их осуществления.
На аналогичные выводы о поддержке банков наталкивает и постановление НБУ об ограничении безналичных расчетов. Ведь до сих пор НБУ так четко и не пояснил введение ограничений при наличных операциях. Его ссылки на мировую практику и якобы легализацию доходов крайне не убедительны. Т.к.до последнего времени любые приобретения, осуществляемые при обязательном заключении нотариального договора и так попадали под финмониторинг, а также отражаются в соответствующих государственных реестрах доступ к которым у контролирующих органов не ограничен. Поэтому скрыть подобные покупки было и ранее не возможно.
Для рядовых же граждан данная схема кроме дополнительных затрат и рисков ничего не дала. Контролирующие органы до сих пор сквозь пальцы смотрят на значительную разницу в доходах и расходах лиц осуществляющих такие покупки в отличие от международной практики. Это и понятно, введи сегодня такую проверку в Украине и рынок недвижимости вместе с авторынком просто рухнут.
Таким образом, и действия НБУ, якобы направленные на девалютизацию экономики, скорее осуществляются с целью помощи банкам в получении дополнительных комиссионных доходов нежели реальной поддержки экономики. Оно и понятно в условиях отсутствия дешевых ресурсов, реальных программ поддержки украинских производителей, отсутствия четкой налоговой политики у банков кроме как получать доходы с мелкого потребительского кредитования и комиссий не остается источников доходов.
Стоит отметить, что имея целью реально снизить валютизацию, НБУ ввел бы ограничения по валютным депозитам, а также навел бы порядок на рынке купли-продажи проблемной валютной задолженности осуществляемой между банками и финансовыми компаниями, не имеющими генеральных лицензий на осуществление валютных операций. Однако до последнего времени НБУ сквозь пальцы смотри та грубейшие нарушения валютного законодательства, достигшие оборотов от 5 до 8 млрд. гривен.
Ростислав Кравец
Адвокат, старший партнер
Адвокатской компании «Кравец и партнеры» для Лиги