Нормы, лежащие в основе президентского законопроекта о реформировании Службы безопасности Украины, носят декларативный характер, сам же законопроект никакого отношения к реформе как таковой не имеет отношения.
Такое мнение в комментарии корреспонденту ГолосUA сообщил адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
«Нормы, выраженные в тексте законопроекта носят декларативный характер и свидетельствуют о непонимании самой структуры и функций подобного органа в стране. За ширмой реформирования власть пытается предоставить руководителю СБУ пребывать на своей должности значительное время, точно также, как и руководителю НАБУ», – сказал эксперт.
При этом, по словам Р. Кравца, единственным конструктивным предложением можно считать идею выведения из-под ведомства СБУ отделов по коррупции и экономическим преступлениям.
«При этом, как показывает практика, рассмотрение данных преступлений может быть перепоручено контрразведке, но в корне ничего не изменится в силу крайней декларативности норм законопроекта», – добавил он.
Что касается сокращения численного состава в объеме более 40%, то по мнению юриста это в действительности маловероятно. Возможно, некоторые кадровые сотрудники будут просто выведены за штат.
«Также нельзя назвать положительным моментом и демилитаризацию спецслужбы, поскольку сам факт того, что военнослужащие работают в ней, дает им определенные гарантии, поскольку есть законы, которые гарантируют их специальную защиту. Сейчас же военнослужащих выводят из-под действия данных законов», – добавил он.
Также, по словам Р. Кравца не совсем ясно, с чем именно связано сокращение численности штата СБУ в условиях реальной угрозы безопасности страны.
«Если же еще более уменьшить штат спецслужбы, как это предлагается в тексте, то в таком случае мы вообще будем лишены возможности видеть результаты работы СБУ. Это могут быть какие-то заказные дела, никоим образом не связанные с защитой как государственной целостности, так и самого государства от действий различных спецслужб», – уточнил адвокат.
Эксперт подчеркнул, что мы уже наблюдаем негативные последствия работы иностранных спецслужб по созданию различных общественных организаций с дальнейшим влиянием на формирование законодательства.
«Увеличение же гражданского контроля над действиями СБУ под видом общественных организаций, о чем идет речь в документе, является неуместным, поскольку в любой другой стране мы не увидим примеров подобного», – добавил он.
Напомним, что 11 марта в Верховной раде появился текст законопроекта президента Владимира Зеленского №3196 «О внесении изменений в закон Украины «О Службе безопасности Украины».
Документ должен изменить правовую регламентацию деятельности Службы безопасности Украины.
Законопроектом предусмотрено закрепление содержания ключевых понятий, характеризующих сферу государственной безопасности и четкое определение цели деятельности Службы безопасности Украины и ее функций и полномочий.
Также документ имеет целью оптимизацию организационно-штатного построения Службы безопасности Украины. В частности, полное поэтапное прекращение комплектования Службы безопасности Украины военнослужащими и обеспечение ее постепенного превращения в ведомство, которое комплектуется лицами со специальными званиями.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на повышение институциональной способности Службы безопасности Украины по обеспечению государственной безопасности и приведения законодательства Украины, регулирующего деятельность Службы безопасности Украины, в соответствии с современными вызовами, потенциальными и реальными угрозами государственной безопасности Украины.
Кроем того, 11 марта Зеленский предложил Верховной раде принять законопроект №3197 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с новой редакцией закона «О Службе безопасности Украины».