Законопроект «Об урегулировании ситуации с погашением обязательств по кредитам в иностранной валюте, обеспеченным ипотекой», подготовленный Нацбанком, должен решить проблему неплатежей по валютным ипотечным кредитам. Его цель – провести конвертацию валютных кредитов в гривневые по курсу 7,99 грн/$ с сохранением процентной ставки.
Свое видение юридических нюансов и подводных камней реализации этой инициативы для #FinMaidan представил старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
«Еще полгода назад нельзя было себе представить, что НБУ выйдет с предложением зафиксировать курс по валютным кредитам физических лиц, обеспеченным ипотекой, с сохранением ставки либо списанием задолженности при добровольной передаче предмета ипотеки кредитору.
Однако это произошло, и соответствующий проект закона «Об урегулировании ситуации с погашением обязательств по кредитам в иностранной валюте, обеспеченным ипотекой» был презентован через банковскую ассоциацию НАБУ.
Проектом предусмотрено два варианта:
Реструктуризация обязательств заемщика – физического лица (далее – заемщик) по кредиту в иностранной валюте, обеспеченному ипотекой (далее – кредит), путем перерасчета обязательств по кредиту по официальному курсу соответствующей иностранной валюты к гривне, установленному Национальным банком Украины на 1 января 2014 года (например 7,99 грн/$).
Передача ипотекодержателю предмета ипотеки с дальнейшим прекращением обязательств по кредиту, даже если стоимости предмета ипотеки недостаточно для полного удовлетворения требований ипотекодержателя.
При ближайшем рассмотрении возникает целый ряд вопросов, связанных с такой реструктуризацией и прекращением кредитных обязательств, а именно:
Законопроектом не запрещено введение дополнительных комиссий, в том числе с плавающей ставкой, за дальнейшее погашение кредита. Хотя за проведение самой реструктуризации требовать от заемщика уплаты любых платежей, сборов и комиссий в свою пользу кредитору запрещено.
В этой связи, чтобы не потерять прибыль, банкиры могут ввести дополнительную комиссию за зачисление средств в счет погашения либо дальнейшего обслуживания кредита. И таких примеров множество. Например, ВТБ Банк с целью прекращения поступлений средств на невыгодные ему депозиты ранее вводил комиссию в 12% за пополнение счета, а целый ряд коммерческих кредитных учреждений совсем недавно увеличили размер платы в 10-20 раз за перечисление средств на валютный счет.
Законопроектом не определен размер обязательств заемщика по кредиту. Это имеет крайне важное значение для определения суммы списания, которую данным документом позволено отнести банком на себестоимость и тем самым уменьшить налогооблагаемую прибыль.
В связи с довольно расплывчатой формулировкой банки могут отнести на себестоимость начисленные проценты, до конца действия кредита пересчитанные по курсу, а также штрафные и прочие санкции, примененные к заемщику за несвоевременное погашение кредита. Размер подобных списаний позволит финучреждениям не платить налоги в огромных объемах.
Законопроектом не предусмотрено и не уточнено, кто именно является кредитором в понимании данного законопроекта и о каких кредитах идет речь. Таким образом, любое физическое и юридическое лицо имеет возможность уклониться от уплаты налогов в особо крупных размерах.
Законопроект открывает возможность и для появления рынка безналоговой купли-продажи недвижимости. Так, оформив якобы валютный кредит под ипотеку, кредитор, он же покупатель ипотеки, получает в собственность без уплаты налогов и коррупционной налоговой оценки предмет ипотеки. Кроме того, покупатель уклоняется от уплаты налогов и в виде бонуса может уменьшить налогооблагаемую прибыль, полученную от других операций.
Возможность же выдачи валютных кредитов физическими и юридическими лицами, которые не являются специальными субъектами – участниками рынка финансовых услуг, под процент была узаконена постановлением Верховного суда Украины №6-79цс12 от 18.07.2012.
Подводя итог, можно сказать, что, не уточнив понятие «кредитор» и на кредиты за какой срок распространяется данный законопроект, принятие закона может привести к тому, что госбюджет Украины может недополучить налоги в особо крупных размерах. Кроме того, необходимо также ввести законодательное ограничение на установление банками каких-либо комиссий в будущем после реструктуризации кредита, иначе законопроект просто ничем не поможет заемщикам, желающим сохранить ипотеку и продолжить погашение кредита. Ведь банки смогут ввести такие комиссии, что клиенты все равно будут платить так же много, как сейчас».