Автовладельцы подозревают власти в защите коммерческих интересов ‘любых друзив’ президента и готовят Автомайдан.
Власть начала войну с владельцами бэушных нерастаможенных автомобилей на литовских и польских номерах. Украинские суды стали выписывать им астрономические штрафы до 300% от неуплаченной суммы растаможки — а это от полумиллиона до 1,5 миллиона гривен за нарушение таможенных правил.
Обиженные владельцы дешевых «литовцев» и «поляков» уже готовят Автомайдан, а эксперты спорят о законности такого наказания и говорят о зачистке властью автомобильного рынка в угоду своих «любых друзив», для которых пригнанные из-за границы дешевые машины являются конкурентами.
Война с ‘бляхами’
Ранее президент Порошенко пообещал бороться со схемами ввоза в Украину авто с иностранной регистрацией. А в Верховной Раде лежит законопроект о взимании двух евро в сутки с владельцев таких машин. Автомобилей с иностранными номерами, или, как их называют, «бляхами», становится все больше, поскольку стоят они намного дешевле, чем в Украине. Всего в стране, по неофициальным данным – один-полтора миллиона нерастаможенных авто.
По стране судьи вынесли уже несколько решений о неподъемных штрафах.
Самую рекордную сумму присудил Киевский апелляционный административный суд — жителю Черкасс «впаяли» больше 1,5 млн гривен за Mercedes-Benz E320 на литовских номерах. Такой штраф Госфискальная служба выписала ему еще в декабре прошлого года, но он смог его оспорить. Однако апелляционный суд стал на сторону фискалов (владелец «мерса» еще подать на кассацию).
Аналогичное решение вынесли по владельцу Audi A4 на польских номерах, правда, штраф в три раза меньше. До этого на полмиллиона гривен оштрафовали одессита, но он сумел оспорить вердикт. Штраф в этом случае оказался меньше, но все равно впечатляющим – 443 тысяч гривен.
Оба решения мотивировали тем, что граждане Украины совершили противоправные действия, так как они лично не ввозили автомобиль на украинскую территорию, а согласно части 4 статьи 380 Таможенного кодекса Украины, временно ввезенные транспортные средства личного пользования могут использоваться на таможенной территории Украины исключительно гражданами, которые их ввезли в страну.
Напомним, ранее было принято еще несколько подобных судебных решений.
Так, жителя Одессы суд оштрафовал на 618 тысяч гривен, однако тот смог оспорить штраф.
Правильный и неправильный ввоз
Оштрафованные авто, как пишет на своей странице в ФБ адвокат Клим Братковский, были ввезены в Украину по неудачной схеме.
Привезти машину из-за границы, не заплатив пошлину, можно несколькими путями. По одному из них, которым пользуются большинство жителей приграничных районов, каждые пять дней они ездят на нерастаможенных авто в соседние Польшу или Венгрию и обратно.
Это так называемые ‘пересичники’, из-за которых создаются огромные очереди на границе.
Поддержанная машина из Европы в хорошем состоянии обходится им в 1-3 тыс. долларов, в Украине за такую же просят 8-10 тысяч.
Высокая пошлина, а также запрет на ввоз авто старше 2010 года, не позволяет им ввезти машину на ‘постоянку’. Таким авто можно пользоваться только 5 дней, вот и катаются туда-сюда.
Другая схема более сложная, но позволяет пользоваться машиной год.
Это так называемая Стамбульская конвенция, по которой на машине с иностранными номерами может ездить только тот, кто не является гражданином Украины. По этой схеме, авто регистрируют на литовскую или польскую компанию, которая, в свою очередь, по доверенности, дает попользоваться автомобилем украинцу. Эту схему используют кроме простых украинцев, например, службы такси.
Бороться бесполезно
Бороться с владельцами пригнанных машин начали еще с прошлого года — фискалы с полицейскими устраивали рейды и выписывали штрафы. Владельцы таких авто регулярно устраивают акции протеста, блокируют пункты пропуска на границе и пикетируют Раду. Парламентарии обещают им амнистию и упрощенную растаможку, но законопроектам хода не дают, а власть только усиливает борьбу с ними.
‘Проблему нужно, конечно, решать. Страну заполонил миллион подержанных машин, владельцы которые не планируют заниматься их техобслуживанием и ремонтом и часто неадекватно ведут себя на дорогах. Но политикой ‘кнута’ вопрос не решишь. Это вызовет только рост коррупции — владельцы будут платить больше взяток за то, чтобы не выписали штрафы, и будут еще более бессовестно себя вести на дорогах’, — говорит ‘Стране’ Ростислав Кравец, адвокат и старший партнер АК ‘Кравец и партнеры’.
С тем, что космические штрафы не остановят поток бэушных машин из-за границы, считает и директор информационно-аналитической группы Autoconsalting Олег Омельницкий. Людям все равно выгоднее купить в Европе авто и откупиться в Украине.
‘Когда в Украине в конце 90-х начали массово ввозить машины на иностранных номерах, тоже начали штрафовать и конфисковать. Но затем поток авто вернулся’, — говорит эксперт.
Вместо штрафов, по мнению Кравца, государству нужен стратегический подход: ‘Давно пора урегулировать ввозную пошлину, которая очень велика и тормозит импорт автомобилей. Таможенные сборы не идут на развитие собственного автопрома. Также нужны инвестиционные привилегии для иностранных концернов, которые наладят узловую сборку авто в Украине, как, например, ‘Шкода’. Это позитивно скажется на инвестиционном климате’.
Интерес власти
Но есть мнение, что властям такой подход не выгоден.
Пригоняемые европейские авто, считают некоторые эксперты, — это прямой конкурент новых китайских автомобилей, которые собираются на заводе Олега Гладковского, владельца концерна ‘Богдан’, давнего друга и бизнес-партнера президента Порошенко, который сейчас работает заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны. Порошенко раньше сам владел ‘Богданом’, который после его победы на выборах выигрывает миллиардные тендеры на поставку автобусов и троллейбусов.
‘Кто же будет покупать по 10 тысяч долларов чудо китайского автопрома, если за два, а то и в три раза меньшую цену можно взять ‘Ауди’ или ‘Фольксваген’, пусть и с пробегом, но по европейским дорогам, — говорит журналист-расследователь Дмитрий Гнап. — И это не считая того, что ‘Богдан-Моторс’ является еще и одним из крупнейших импортеров в Украине новых корейских автомобилей ‘Хюндай’ и ‘КИА’.
Как считает Гнап, провластные депутаты не уменьшают пошлину для ввоза европейских авто, поскольку это лишит сверхприбылей друзей президента.
Акции протеста
Автовладельцы тем временем настроены на массовые акции протеста. Участники организации ‘Авоевросила’ по защите прав и интересов владельцев автомобилей на иностранных номерах собираются на Автомайдан-2.
‘Судье, который выписал огромный штраф, по барабану, он назначил всего на всего наказание в размере своей месячной зарплаты. А выход только один — на Киев и заблокировать весь город. Или как альтернатива не выпускать ни одного ‘Богдана’ порошенковского, потому что они даже не отвечают правилам безопасности пассажирских перевозок’, — возмущается автовладелец Александр Каминский.
‘Пока немецкие иномарки стоят в Украине в несколько раз дороже, чем в Европе, и это при украинских нищенских зарплатах, власть не имеет права расправляться с владельцами пригнанных машин. Надо их заставить уменьшить ввозные пошлины на европейские авто, а не покрывать автомафию. Если надо, будет новый Майдан’, — говорит Максим Мирошниченко, владелец ‘Фольксвагена’ на польских номерах из Львова.
Дмитрий Мицкевич, Страна.UA