Есть надежда, что новый закон о защите должников остановит беспредел с выбиванием долгов кредиторами и коллекторскими компаниями.
Более 2 тыс. жалоб на действия коллекторов получил в течение второй половины 2020 года Национальный банк Украины.
Коллекторские компании, равно как и другие небанковские финансовые учреждения, попали под опеку НБУ с 30 июня прошлого года после ликвидации Нацкомфинуслуг. Соответственно, жаловаться на злоупотребления, допущенные в процессе выбивания долгов коллекторскими или микрофинансовыми компаниями, теперь нужно Нацбанку по электронной почте или горячей линии.
Как уточняют в НБУ, значительная часть таких обращений сообщает о нарушении прав потребителей — агрессивном поведении коллекторов, неправильной обработке персональных данных и их распространении.
Наболевший вопрос произвола вышибал долгов призван решить принятый Верховной Радой 19 марта 2021 года Закон “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты потребителей при урегулировании просроченной задолженности”. Если коротко, то это закон о защите должников.
“До его принятия процесс урегулирования просроченной задолженности во внесудебном порядке существовал вне рамок правового поля. Не были закреплены ни нормативное определение коллекторской компании, ни порядок взаимодействия таких компаний с должниками”, — отмечает Денис Шевчук, юрист юридической компании ВОЛХВ.
Учет и контроль: для чего нужен Реестр коллекторских компаний
В соответствии с законом, коллекторская компания — это юрлицо, в том числе финучреждение, включенное в Реестр коллекторских компаний. В интересах кредиторов на основании договора с ними коллекторы занимаются урегулированием просроченной задолженности. Под этим подразумеваются действия, направленные на погашение во внесудебном порядке просроченной задолженности по договору о потребительском кредите.
Закон о защите должников призван ограничить доступ к рынку недобросовестных игроков. Как уточняют в Нацбанке, с этой целью закон создает “порог для входа на рынок”. Компании, которые собираются заниматься коллекторской деятельностью, будь-то финучреждения с лицензией на предоставление финуслуг или обычные юрлица, должны зарегистрироваться в Реестре коллекторских компаний, который ведет НБУ. В свою очередь кредитодатели — банки или финкомпании — смогут привлекать для работы с должниками только те компании, которые есть в Реестре.
Для включения в Реестр юрлицо должно соответствовать ряду требований. В числе собственников таких компаний не могут быть лица с судимостью за уголовные правонарушения, резиденты государства-агрессора, зарегистрированные на оккупированной территории, с подпорченной деловой репутацией. Но, как отмечает Денис Шевчук, такие люди смогут руководить компаниями через подставных лиц, на которых фиктивно оформлено право собственности. По мнению Ростислава Кравца, адвоката, старшего партнера АК “Кравец и Партнеры”, обойти формальные ограничения закона легко за счет регистрации сотни компаний, которые будут находиться в “серой зоне” правоотношений.
Впрочем, ничего катастрофического не прогнозируется.
“У НБУ достаточно полномочий и возможностей по регулированию и влиянию на коллекторов. В данный момент Нацбанком еще не приняты подзаконные нормативные акты, которые более детально будут регулировать коллекторскую деятельность. Но, уверен, это время недалекого будущего”, — резюмирует Дмитрий Куцевол, адвокат, партнер АО “Ассирия”.
Кто за кем следит и как должен общаться коллектор
В принятом законе о защите должников прописан алгоритм допустимых действий при урегулировании задолженности и подробнейший список запрещенных шагов. Эти правила распространяются не только на коллекторские компании, но и на любое другое учреждение, которое занимается урегулированием просроченной задолженности.
Например, теперь представитель коллекторской компании обязан во время первого контакта с потребителем сообщить свое имя, название компании, контакты для связи, правовое основание взаимодействия, размеры долга и неустойки за просрочку. Ведь до сих пор часто выяснить у вымогателей долгов, от имени какой компании они действуют и где находится их офис, было невозможно.
Регулирование правоотношений в треугольнике банк — коллектор — заемщик выгодно всем, поскольку привносит порядок вместо хаоса
Денис Шевчук подчеркивает, что по требованию должника или его представителя коллекторская компания обязана в течение пяти дней после первого взаимодействия предоставить документы, подтверждающие озвученную ею информацию, включая детальный расчет просроченной задолженности и других платежей по каждому периоду с обоснованием их начисления. До предоставления этих документов коллектор не будет иметь права на повторное взаимодействие с должником.
Как отмечает Шевчук, коллекторские компании также обязаны фиксировать при помощи технических устройств каждое непосредственное взаимодействие с должником, предупредив его об этом. То есть все маневры будут записаны для возможной последующей проверки со стороны Нацбанка.
НБУ отмечает, что банки и финкомпании обязаны контролировать, как привлеченные ими коллекторы соблюдают этику поведения. Адвокат, партнер ЮК AS Legal Виталий Швец уточняет, что кредиторы будут обязаны сообщать Нацбанку о заключении договора с коллекторской компанией, контролировать действия привлеченных коллекторов, давать им рекомендации по устранению нарушений, расторгать с ними договоры в одностороннем порядке в случае исключения из Реестра коллекторских компаний или выявления фактов нарушения требований к этическому поведению.
Впрочем, банки не в восторге от возложенных на них обязанностей.
“Поскольку НБУ выступает регистратором и включает коллекторские компании в Реестр, то он и обязан их контролировать, а не возлагать часть своих функций на банк или нового кредитора, — считает Виктор Диденко, заместитель предправления Глобус Банка. — Учитывая, что банк часто не передает коллекторской компании кейс проблемной задолженности, а продает и уступает право требования по кредитам, расторжение договора как средство воздействия на коллектора выглядит необоснованным и невыгодным банку”. То есть вопрос работы коллекторов с выкупленными у банков портфелями требует дополнительных уточнений.
Для НБУ одним из главных источников информации о грехах коллекторов становятся жалобы граждан.
“Нацбанк будет рассматривать каждое обращение, проверять изложенные факты, обращаться к коллекторским компаниям, кредитодателям или новым кредиторам за разъяснениями. НБУ будет проверять, достаточные ли меры принимают кредиторы для контроля за поведением коллекторов. А в случае выявления нарушений НБУ сможет применять меры воздействия не только к коллектору, но и к кредитодателю”, — объясняют в пресс-службе регулятора.
Нарушителей будут карать штрафами. За несоблюдение требований к взаимодействию с должником штраф составляет от 3 тыс. до 6 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (от 51 тыс. до 102 тыс. грн на начало апреля 2021 года). А за сотрудничество с коллектором, не включенным в Реестр, кредитору угрожает штраф от 5 тыс. до 8 тыс. необлагаемых минимумов (от 85 тыс. до 136 тыс. грн).
Проштрафившегося коллектора НБУ может вывести с рынка.
“Санкция в виде исключения из Реестра будет очень чувствительна для коллекторских компаний, так как ее применение лишает возможности продолжать работу, — выражает уверенность Дмитрий Куцевол. — Этот будет сдерживать коллекторские компании и их работников от незаконных действий — хамства, ночных звонков и другого”. Собеседник Фокуса также предполагает, что после исключения из Реестра коллекторы смогут работать “в черную”, но заказчики коллекторских услуг вряд ли станут сотрудничать с подобными компаниями, и со временем рынок вытеснит недобросовестных игроков.
Жертвы произвола коллекторов также могут наказать обидчика. Ведь в принятом законе о защите должников предусмотрено право должника обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, нанесенного в процессе урегулирования просроченной задолженности.
Новая строка — в защиту прав потребителей
“Ранее условиями договоров о потребительском кредитовании не был прописан порядок привлечения кредиторами коллекторских компаний для урегулирования просроченной задолженности, — рассказывает Денис Шевчук. — В таких договорах не предусматривалось обязательное согласие заемщика на привлечение кредитором коллекторских компаний, что делало должников юридически незащищенными во взаимоотношении с такими компаниями”.
После вступления в силу нового закона все кредиторы будут обязаны информировать заемщиков о возможных последствиях невыполнения обязательств, в том числе о привлечении коллектора. То есть соответствующая информация появится в кредитных договорах.
Однако у юристов возникают вопросы относительно старых кредитных договоров. Ведь они, как правило, не содержат информации о праве кредитора привлекать коллекторов, но и не подразумевают запрет на работу с коллекторской компанией, если только это не прописано в договоре. “Закон не применяется к договорам, заключенным ранее, а для новых кредитов открывается возможность прямо в договоре предоставить разрешение коллекторам фактически терроризировать клиентов и распространять об их задолженности информацию, — считает Ростислав Кравец. — Поэтому коллекторы как применяли агрессивную практику взыскания долгов, так и будут ее применять”.
Денис Шевчук советует заемщикам самостоятельно инициировать внесение изменений в действующие договоры о потребительском кредитовании для приведения их в соответствие с принятым законом о защите должников от коллекторов.
На рынке кредитования навели порядок
Нацбанк как регулятор приветствует закон о защите должников. Реакция же банков в основном положительна или нейтральна.
“Принятие этого закона положительно повлияет на рынок кредитования, поскольку каждый заемщик будет знать, что даже при нарушении условий договора, его права и свободы защищены законом от невыносимых коллекторов, а информация о денежных обязательствах не станет известна окружающим”, — говорит Виктор Диденко. По мнению собеседника Фокуса, урегулирование проблемной задолженности станет более законным и будет способствовать формированию позитивного отношения граждан к кредитам.
“Закон хоть и сужает возможности банков по возврату долгов посредством привлечения коллекторов из-за ограничения прав последних, но в сложившейся ситуации регулирование правоотношений в треугольнике банк — коллектор — заемщик, выгодно всем, поскольку привносит порядок вместо хаоса”, — отмечает Дмитрий Куцевол.
КОЛЛЕКТОР, РУКИ ПРОЧЬ!
Как разрешено коллекторам и кредитодателям взаимодействовать с должниками:
- Через непосредственное взаимодействие (телефонные и видео- переговоры, личные встречи). Проведение личных встреч возможно исключительно с 9:00 до 19:00 при условии, что должник не возражает против встречи и предварительно дал согласие (по телефону или письменно)
- Через передачу текстовых, голосовых и других сообщений с помощью средств телекоммуникации, в том числе путем использования программного обеспечения или технологий
- Через направление почтовых писем с пометкой “Вручить лично” по месту жительства или пребывания либо по месту работы физлица
Что делать кредитодателям и коллекторам запрещено
- Угрожать жизни, здоровью, деловой репутации. Шантажировать
- Вводить в заблуждение относительно просроченной задолженности и последствий
- Угрожать судом, административным и уголовным преследованием
- Называть себя представителями власти
- Беспокоить ночью (с 20:00 до 9:00), в выходные, нерабочие, праздничные дни
- Взаимодействовать с должником чаще двух раз в сутки
- Скрывать свои контакты (номер телефона, почтовый адрес, электронную почту)
- Использовать автоматический дозвон более 30 мин. в сутки
- Размещать на конвертах или в сообщении содержащие угрозу изображения, надписи “исполнительный документ”, “решение о взыскании”, “уведомление о выселении” и наименования органов власти
- Сообщать о наличии задолженности третьим лицам
- Заставлять третьих лиц выполнять обязательства за должника, если это не предусмотрено в договоре или законодательстве
- Требовать погасить задолженности иным способом, чем предусмотрено в договоре или законодательстве
- Встречаться с должником без предварительного согласования