Президентские и парламентские выборы заставили украинцев обратить внимание на такой вид бизнеса, как сдача в аренду билбордов. Обилие лиц политиков на щитах невольно подтолкнуло к мысли, что с этого можно иметь неплохую прибыль. Подтверждают это и эксперты, называя такой способ заработка весьма привлекательным: на рекламе собственник одного щита может зарабатывать 6–10 тыс. грн в месяц.
Правда, предупреждают, что количество желающих установить новые рекламные щиты превышает возможности города. Тем более, что, согласно распоряжению киевских властей, к концу 2019 году в Киеве останется всего 4,3 тыс. конструкций, тогда как еще три года назад их насчитывалось около 12 тыс. Билборды останутся только в спальных районах и на выезде из города.
Щиты уберут из центра
Рекламодатели не теряют интереса к рынку наружной рекламы, рассказывает “Вестям” директор компании Ukrainian Media Monitor Андрей Руденко. “Для них это возможность познакомить со своим продуктом или услугой все группы аудитории, заявить о себе”, — говорит эксперт.
За возможность разместить свою информацию на рекламном щите заказчики готовы неплохо платить. Например, в районе с большим количеством транспорта и пешеходов месяц рекламы стоит 10 тыс. грн, а в менее популярном месте — 6–7 тыс. грн. “Естественно, что наиболее предпочтительной является центральная часть города, но там щиты активно убирают”, — говорит эксперт. Поэтому рекламодателям приходится соглашаться на то, что есть.
Вариантов для размещения щитов осталось немного. Если в 2016 году в Киеве, по данным КГГА, располагалось около 12 тыс. конструкций, то к концу этого года останется только 4,3 тыс. Остальные будут демонтированы. Дело в том, что в прошлом году в столице была утверждена схема размещения носителей рекламы, согласно которой устанавливать билборды в центральной части города, а также в прилегающих к ней районах запрещено. Это значит, что установить щиты можно только в спальном районе или на выезде из города.
Иметь один билборд нецелесообразно, говорит директор компании Doors Consulting Сергей Смоляр. “Больших денег это не принесет, поскольку затраты на обслуживание щитов большие. Кроме того, рекламодатель чаще всего хочет заключить договор с сетью, а не с каждым объектом отдельно”, — говорит Смоляр. Новичкам он советует устанавливать билборды все же на территории города, поскольку на трассах стоимость их обслуживания очень высокая.
Предпринимателю придется несколько раз в неделю колесить по 100–200 километров, чтобы проверить состояние своего щита. Более того, периодически владельцы рекламных конструкций фиксируют кражу своего имущества, поэтому по соседству лучше установить камеру наблюдения. Все эти затраты — на топливо во время постоянных поездок, установку сигнализации или камеры, уборку территории под щитом — окупаются в том случае, если недалеко друг от друга расположено не менее 8–10 щитов, рассказали “Вестям” представители рекламных агентств.
Как стать владельцем билборда
Стать собственником рекламной конструкции в Киеве непросто. “Просто так выкопать яму, установить в ней столбик и прикрепить на него билборд невозможно. Придется оформлять огромное количество разрешительной документации”, — говорит управляющий партнер компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
Бумаг от различных инстанций настолько много, что эксперт рекомендует нанять юриста. Собственные исследования “Вестей” показывают, что средняя стоимость услуг по оформлению документов на одно место составляет около 12 тыс. грн.
С чего стоит начать?
Опрошенные “Вестями” эксперты говорят, что сначала стоит найти подходящие для открытия щитов места с учетом всех требований КГГА. Например, устанавливать билборды запрещено на территории транспортных развязок, парковок, жилых комплексов, перекрестков, надземных и подземных пешеходных переходов. Стоит учитывать, что конструкции со светящейся рекламой могут работать только с 7:00 до 22:00, чтобы не мешать жителям соседних домов отдыхать.
При выборе места нужно учитывать и расстояние до соседних конструкций. На территории города билборды должны располагаться не менее чем в 100 метрах друг от друга, а на трассах — 150 м. От перекрестка конструкция должна находиться на расстоянии 10 м, а от транспортной развязки — 20 м. Не менее 20 м должно быть до остановки общественного транспорта или выхода из станций метрополитена. На столбах щитов не должно быть никаких рекламных объявлений, поэтому их владельцам приходится обклеивать столбы сеткой-рабицей.
Чтобы получить разрешение на установку рекламной конструкции, необходимо написать заявление, приложить к нему фото или компьютерный макет места, эскиз билборда, а также выписку о государственной регистрации физического лица-предпринимателя или юридического лица. Все эти документы необходимо подать в Управление по вопросам рекламы КГГА, которое обязано за пять дней с момента регистрации документов проверить месторасположение билборда.
Если никаких ограничений и других претендентов на это место нет, то управление рекламы выдает так называемый приоритет, т. е. бронирует место за конкретным предпринимателем на три месяца. За это время проектную документацию на конструкцию необходимо согласовать с Департаментом градостроительства и архитектуры КГГА.
В некоторых случаях предпринимателю придется дополнительно обратиться за согласованием в Госавтоинспекцию (если щит располагается возле перекрестков, дорожных знаков, светофоров, пешеходных переходов), в Департамент охраны культурного наследия (если билборд расположен в зонах охраны памятников архитектуры или объектов природно-заповедного фонда), к управляющему инженерными коммуникациями (если щит находится рядом с сетями). После получения всех согласований проект разрешения об открытии билборда готовит Управление по вопросам рекламы КГГА. На это ему отводится 15 дней. Окончательное решение принимает КГГА. Разрешение на размещение билборда выдается на пять лет, после чего его придется продлевать.
Только после этого можно заниматься поиском конструкции. Производство билборда занимает до месяца, а стоимость конструкции может существенно отличаться. Самый дешевый вариант — обычный односторонний щит площадью 3 на 6 метров, стоимость которого составляет 14 тыс. грн. Дополнительно придется заплатить 3 тыс. грн за установку платформы с крепежами и установку щита — 2 тыс. грн. Комплект креплений для освещения билборда в темное время суток будет стоить 500 грн. Стоимость двухсторонней конструкции стартует от 21 тыс. грн, а все услуги по ее установке обойдутся в два раза дороже по сравнению со стандартным объектом. Но можно и сэкономить.
“Мы не смогли получить разрешение на работу, и наш щит потребовали демонтировать. Он в хорошем состоянии, все крепления к нему есть. А цена — 10 тыс. грн за конструкцию, возможен торг”, — рассказал “Вестям” предприниматель Виталий Антоненко.
По его словам, предложений подержанных билбордов в Киеве очень много. Не исключено, что через несколько лет они окажутся невостребованными. Рекламодатели хотят размещать рекламу на более инновационных объектах — например, на LED-мониторах, говорит Сергей Смоляр. Цены на них в несколько раз выше в сравнении с обычными щитами.
Мария Стрелецкая, ВЕСТИ