Контролеров доведут до суда

Новые правила применения санкций к предприятиям-нарушителям могут лишить их возможности оспорить действия проверяющих.

Парламент утвердил в первом чтении предложенные главой государства изменения в действующие законы, призванные устранить препятствия ведению хозяйственной деятельности (законопроект № 2698). Одна из главных новаций документа изменяет порядок применения санкций контролирующими органами к предприятиям-нарушителям: лишить их лицензии, приостановить работу или применить другие методы реагирования те смогут только по решению суда.

Целью законодательных новаций от Президента, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, является “существенное уменьшение административного давления на предпринимателей”.

Для этого предлагается ограничить возможности контролеров вмешиваться в бизнес-процессы компаний. Предложенные правки к законам устанавливают следующее требование: для того чтобы применить к компаниям санкции за нарушение правил ведения предпринимательской деятельности, ревизоры должны предварительно получить в административном суде подтверждение обоснованности соответствующей меры реагирования. Правда, эта процедура наложения санкций касается лишь контролирующих органов, работа которых регулируется Законом “Об основах государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности”.

Сфера данного документа не распространяется на валютный, таможенный и экспортный контроль, а также на проверки соблюдения налогового законодательства и правил честной конкуренции, то есть на таможенников, налоговую, АМКУ, КРУ, Госфинуслуг, НБУ, НКРС, а также оперативников.

Проанализировав положения президентского законопроекта, Главное научно-экспертное управление ВР сделало вывод: новые правила применения санкций чрезмерно бюрократизируют и усложнят этот процесс, а главное, ухудшат условия ведения предпринимательской деятельности. И предложило народным избранникам отправить документ в корзину.

“Проект закона обязывает административный суд проверить лишь обоснованность применения контролирующим органом мер реагирования на выявленные в ходе проверки нарушения. Однако сейчас при рассмотрении исков, оспаривающих решения органов власти, суды, согласно Кодексу административного судопроизводства, при вынесении решений должны учитывать, к примеру, действовали ли контролирующие органы в рамках своих полномочий, использовали ли они предоставленные полномочия по назначению и своевременно. Таким образом, предложенный на рассмотрение парламента законопроект фактически сужает параметры судебного контроля. Поскольку оценка действий контролирующих органов служителями Фемиды будет проводиться лишь по одному из оговоренных Кодексом критериев”, — поясняет старший партнер юридической фирмы “КМ Партнеры” Александр Минин.

Более того, законопроект допускает возможность нарушения действующих процедур проведения проверки. Согласно его нормам к заявлению в суд с просьбой узаконить применение санкций к предприятию-нарушителю контролирующий орган обязан приложить копии документов, подтверждающих, что ревизорами были соблюдены все процедурные моменты проведения проверки. Но вот вопрос о том, каковы будут последствия для контролеров, нарушивших проверочные правила, проект закона обходит стороной.

“На практике административные суды, скорее всего, станут принимать решения исходя из того, что нарушение процедуры проведения проверки не отменяет само нарушение, и подтверждать законность применения санкций к предприятиям, даже если нарушения выявлены в ходе таких незаконных ревизий”, — уточняет г-н Минин.

Оспорить же применение санкций, наложенных по новым правилам, компаниям станет намного сложнее, чем сейчас. “Если решение о применении санкций будет приниматься в два этапа: сначала контролирующим органом, потом подтверждаться административным судом, неясно, что именно может оспорить попавшее под раздачу предприятие: решение ревизоров или служителей Фемиды. К тому же необходимость каждый раз подтверждать правомерность мер реагирования в судах может многократно увеличить нагрузку на суды. Это означает, что свои вердикты они будут штамповать, особо не вдаваясь в суть рассматриваемых дел. А это негативно отразится на общем уровне правовой защищенности бизнеса”, — полагает старший партнер адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.

Правоведы опасаются и более серьезных последствий от внедрения президентских “покращень”. В Главном научно-экспертном управлении ВР считают, что вслед за нынешним законопроектом может последовать ряд других законодательных инициатив, внедрение которых вообще может лишить граждан и предприятия возможности оспаривать примененные к ним меры реагирования со стороны контролирующих органов. Поскольку их легитимность уже будет подтверждена судом.

Елена ДЕМИНА, “Деловая столица

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка