Новая власть декларирует нацеленность на реформы, а в налоговой сфере все остается по-старому. Пакет реформаторских инициатив будет заложен в новой редакции Налогового кодекса (НК), которую планируют разработать и ввести в действие к 2016 году.
Одним из главных новшеств НК станет сокращение количества базовых налогов с 22 до 8. Об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк, выступая на заседании Верховной Рады. Напомним, ранее главный налоговик страны Игорь Билоус сообщал, что за изменение НК возьмется рабочая группа под руководством главы Минэкономразвития Павла Шереметы. Пока обещанные реформы обсуждаются в коридорах власти, ЛІГАБізнесІнформ выяснила у экспертов, какие налоги могут оставить, и что из этого получится.
Как оптимизировать количество налогов
Украина вряд ли откажется от налогов, обеспечивающих основные поступления в казну. “Четыре бюджетообразующие налога останутся. Это НДС, акциз на алкоголь, табак и топливо, налог на прибыль предприятий (НПП) и налог на доходы физлиц (НДФЛ), – прогнозирует экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь. – В той или иной форме сохранятся единый налог для малого и среднего бизнеса (МСБ) и транспортный налог”. Однако, не совсем понятно, что будет с местными налогами и сборами, такими как налог на недвижимость или торговлю.
Исполнительный директор центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine Дмитрий Боярчук к списку налогов, которые наверняка останутся в обновленном кодексе, добавил импортные пошлины, а также плату за специальное использование природных ресурсов и рентные платежи.
Главные бюджетообразующие налоги – НДС, акциз на алкоголь, табак и топливо, налог на прибыль предприятий и налог на доходы физлиц – вряд ли будут отменены
По оценкам управляющего партнера ЮФ Гвоздий и Оберкович Валентина Гвоздия, в Украине необходимо сохранить НДС – непрямой налог, который отличается простотой оплаты и обеспечивает регулярные поступления в бюджет; НДФЛ – как наиболее весомый в системе прямого налогообложения; НПП; экологический налог, аккумулирующий средства для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, по словам собеседника ЛІГАБізнесІнформ, должен остаться акцизный сбор как один из основных видов платежей, формирующих госбюджет; плата за землю; единый соцвзнос; а также рентные платежи, включающие ренту за транспортировку магистральными нефтепроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака, плату за пользование недрами.
“Вышеназванный перечень налогов соответствует Конвенции (Совета Европы и ОЭСР – ред.) о взаимной административной помощи в налоговых делах, которая ратифицирована Украиной 17 декабря 2008 года. Этот документ не только устанавливает порядок обмена налоговой информацией между компетентными органами стран-участниц, но и предусматривает проведение налоговых проверок за рубежом, осуществление одновременных налоговых проверок и предоставление помощи во взыскании налогов”, – комментирует Валентин Гвоздий. При этом собеседник ЛІГАБізнесІнформ рекомендует отменить парковочный и туристический сборы, являющиеся неэффективными; сбор за первую регистрацию автомобиля и плату за пользование недрами, которые можно включить, соответственно, в экологический налог и в рентную плату; а также сбор за пользование радиочастотным ресурсом.
Доход от одного качественно собранного налога может перекрыть поступления от двух и более налогов, начисленных и не уплаченных
Старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец, в первую очередь, рекомендует заменить НДС и НПП налогом с оборота. “Кроме этого, я бы оставил налог на землю, акциз, НДФЛ, налог на недра, рентную плату за транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа и аммиака, а также сборы: за пользование радиочастотным ресурсом Украины, специальное использование воды, специальное использование лесных ресурсов, госпошлину и судебный сбор. Остальные сборы и налоги я бы рекомендовал упразднить, в том числе единый и фиксированный сельскохозяйственный налоги”, – заключает собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
Стоит отметить, что новая программа сотрудничества с МВФ, окончательно утвержденная 30 апреля, предполагает сохранение НДС со ставкой 20%. Поэтому об инициативах замены НДС налогом с оборота, которые в последнее время обсуждались в экспертной среде, придется забыть. По крайней мере, до окончания сотрудничества с Фондом в рамках нынешней программы stand-by.
К чему приведет сокращение количества налогов
Избавление от неэффективных платежей, по мнению Ростислава Кравца, уже через несколько месяцев увеличит поступления в бюджет. “Главное, чтобы подобные изменения в налоговом законодательстве не вводились сегодня на завтра или задним числом, как это ранее было принято в Украине несмотря на законодательные ограничения”, – предупреждает собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
“Сокращение количества налогов позитивно отразится на инвестиционной привлекательности нашего государства, а налоговое ведомство сможет уделять больше внимания сбору меньшего количества налогов. Главное, чтобы такое внимание не выходило за рамки налогового законодательства”, – отмечает адвокат, руководитель практики налогового права АО Юскутум Андрей Фомичев. По мнению собеседника ЛІГАБізнесІнформ, доход от одного качественно собранного налога может перекрыть поступления от двух и более налогов, начисленных и не уплаченных налогоплательщиками.
Сокращая количество платежей, правительство попытается расширить налоговую базу так, чтобы не уменьшился уровень доходов госбюджета
“Подобные меры сократят административные расходы для государства и бизнеса и позволят сэкономить на аппарате налоговой службы. При этом уменьшение времени общения с чиновниками, приведет к снижению коррупционной наценки”, – считает Дмитрий Боярчук. Однако, по оценке собеседника ЛІГАБізнесІнформ, этот шаг вряд ли уменьшит налоговую нагрузку, поскольку правительство попытается расширить налоговую базу так, чтобы не уменьшились доходы бюджета.
Впрочем, отмечают эксперты, количество налогов не является для бизнеса главной проблемой. “Большинство предприятий платит не такое уж и значительное количество налогов – НДС, НДФЛ и НПП. Поэтому речь должна идти не столько об уменьшении числа, сколько о налоговой базе и простоте уплаты существующих основных налогов. Если эти вопросы не будут решены, то сокращение количества платежей даст практически нулевой эффект”, – считает Александр Жолудь.
Мария Бабенко, ЛIГАБiзнесIнформ