Юристы назвали основные изменения в судопроизводстве, которые могут появиться после принятия целого пакета законов.
После трехнедельного рассмотрения почти 4,5 тысяч правок Верховная Рада приняла один из законов, дающих старт судебной реформе. Это законопроект №6232, который меняет нормы процессуальных кодексов (хозяйственного, гражданского, административного судопроизводства), что, в частности, позволит сделать Верховный суд единственной кассационной инстанцией.
UBR.ua при помощи юристов выделил несколько ключевых изменений, которые могут существенно повлиять на возможности людей или компаний отстоять свои интересы в суде.
Меняются механизмы
Одна из главных новаций — определение Верховного суда как единой кассационной инстанции в Украине и введение нового порядка рассмотрение дел в ВСУ.
Судьи Верховного суда выбираются на конкурсной основе, однако в конечном итоге их будет утверждать Президент. Что, по мнению юриста ЮФ «Волхв» Ярослава Борка, дает возможность затянуть процесс отбора, а также существенно увеличит президентское влияние на судебную власть.
Вопрос отбора и назначения судей все это время занимал общественное мнение больше всего. Что и понятно. По словам Михаила Жернакова, эксперта судебной группы Реанимационного пакета реформ, независимо от того, какие процедуры судопроизводства будут приняты, исполнять эти нормы будут конкретные люди, от честности которых будет зависеть качество судопроизводства в Украине.
Тем не менее, есть немало и других очень важных новаций. По словам юристов, Высший административный суд Украины, Высший хозяйственный суд Украины и Высший специализированный суд Украины перестанут рассматривать гражданские и уголовные дела. Все дела, которые остались на рассмотрении в этих судах дел, будут переданы Верховному суду.
«Что на год-полтора затормозит процессы рассмотрения тысяч дел, и соответственно получения законных решений», — рассказал UBR.ua партнер ЮФ ILF Алексей Харитонов.
По словам адвоката, советника судебной практики ЕПАП Украина Арсена Милютина, три процессуальных кодекса (гражданский, хозяйственный и административный) будут унифицированы, за исключением некоторых особенностей. Есть надежда, что уменьшатся споры между судами о том, кто из них должен рассматривать те или иные дела (по земельным вопросам, по госзакупкам и т.д.).
Монополия адвокатуры
Вторая новация — это новые процессуальные нормы, устанавливающие, что исключительно адвокат осуществляет представительство интересов в судах. Эти правки вступят в силу со следующего года.
«Такое изменение в Конституцию негативно повлияет как на действующих юристов, которым необходимо будет в срочном порядке получать свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью, так и на их работодателей, у которых остается два варианта: либо нанять адвокатов для представительства клиентов в судах, либо смириться с тем, что сотрудников не будет на рабочем месте в связи с прохождением квалификационно-дисциплинарного экзамена и полугодовой стажировки», — заметил Ярослав Борка.
С другой стороны, юристы признают, что это повысит качество юридической помощи и даст возможность реально взыскать компенсацию за работу адвоката.
«Сейчас если дело ведет юрист, то компенсацию затрат на его услуги практически нереально взыскать», — объяснил Алексей Харитонов.
Впрочем, такой переход не случится одномоментно. Передача представительства в судах адвокатуре займет несколько лет.
«Будут лишь некоторые исключения в малозначительных спорах. Зато сам судебный процесс будет гораздо больше зависеть от тактики сторон и качества представительства адвокатов. Процедура станет более прогнозируемой, что уменьшит возможности манипулирования со стороны недобросовестных сторон», — считает Арсен Милютин.
«Для рядовых же граждан это может выйти боком, особенно для тех, кто небогат и попал в ситуацию, требующую судебного разбирательства. Они не смогут обеспечить достойную защиту своих прав и интересов, оплатив услуги профессионального адвоката соответствующего уровня, что в свою очередь ограничивает права простых людей», —отметил адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Электронный суд
Третий момент: вводится так называемый «электронный суд» — Единая судебная информационно-телекоммуникационная система. Ее предназначение: обмен информацией в электронной форме между судами и участниками процесса.
«Это можно действительно считать революцией, ведь эта система позволит обеспечить обмен документами в электронной форме между судами, между судом и участниками судебного процесса, между участниками судебного процесса, а также фиксирование судебного процесса и участие участников процесса в судебном заседании в режиме видеоконференции», — рассказал UBR.ua управляющий партнер юридической компании Esquires, адвокат Александр Шкелебей.
По словам Алексея Харитонова, электронный суд даст возможность полного доступа ко всем стадиям рассмотрения дела, а введение понятия «электронное доказательство» — возможность полноценно использовать в качестве доказательств, например, переписку по электронной почте.
Согласно новой редакции ГПК и КоАП, ответчика, третье лицо, свидетеля, место проживания, местонахождения или работы которого неизвестно, будут вызывать в суд через объявление на официальном веб-портале Судебной власти Украины.
«То есть, чтобы знать, не выступает ли лицо ответчиком в суде, ему надо постоянно мониторить информацию на сайте суда», — объяснил Ростислав Кравец.
Судебный сбор и залог
Документ также предусматривает пересмотр ставок судебного сбора — четвертое ноу хау реформы. Авторы закона задумывали эту меру, чтобы усилить роль судебного сбора, как основного источника финансирования судебной системы. Впрочем, по словам главы парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслана Князевича, при доработке текста ко второму чтению из него убрали идею увеличения судебного сбора.
В то же время, как сообщила прессе народный депутат Елена Сотник, судебный сбор не повышается для суда первой инстанции, а только для тех, кто захочет подать апелляцию или кассацию.
Кроме того, по словам Ярослава Борка, повторяя относительно новый закон «Об исполнительном производстве», судебная реформа предусматривает норму, при которой для открытия производства, истец обязан будет внести на депозитный счет суда деньги для обеспечения возможного возмещения предстоящих расходов ответчика на профессиональную юридическую помощь. Если же истец не внесет обозначенную сумму, суд может отказать ему в иске.
Упрощенный порядок
Пятым хитом стали формулировки. Для усовершенствования судебной системы вводятся такие понятия как «образцовое дело» и «типичное дело», а также институт приказного производства и досудебного урегулирования спора. Также вводятся штрафы за злоупотребление процессуальными правами и обязанностями сторон в суде.
В частности, Кодекс административного судопроизводства включает новеллу — процессуальный механизм рассмотрения типовых дел по примеру решения Верховного суда в одном из таких дел (образцовом деле).
«Если в производстве одного или нескольких админсудов находятся типичные дела (то есть дела, ответчиком в которых является один и тот же орган власти, основания возникновения спора аналогичны, истцами заявлены аналогичные требования), количество которых определяет целесообразность принятия образцового решения, суд, рассматривающий одно или более таких дел, может обратиться в Верховный суд для рассмотрения одного из них ВСУ как судом первой инстанции», — отметил Александр Шкелебей.
Некоторые простые категории дел будут рассматриваться в приказном порядке или в порядке упрощенного судопроизводства. Возможность обжалования судебных решений в таких делах будет несколько ограничена.
«Упрощенная процедура рассмотрения дел без вызова сторон (например, простые дела о взыскании долга) позволит рассматривать их в одно заседание. Это намного быстрее чем сейчас. В Польше по такой процедуре можно получить решение суда за две недели», — рассказал Алексей Харитонов.
Юрист Адвокатской фирмы Pragnum Игорь Бенько отмечает еще одну важную новацию — урегулирование спора при участии судьи, которое проводится по согласию сторон до начала рассмотрения дела. При этом само судебное производство останавливается.
«Процедура, как по мне, довольно интересная, однако на практике во время ее проведения могут возникать довольно неприятные моменты, ведь она предполагает закрытые совещания с каждой из сторон, при этом информация по таким совещаниям является конфиденциальной», — заметил Бенько.
Беспокойство вызывает и прекращение этой процедуры. Например, если одна из сторон не хочет продолжать урегулировать спор таким образом, процесс урегулирования прекращается, а дело передается другому судье, что может служить поводом для затягивания рассмотрения дела.
КОНСТАНТИН СИМОНЕНКО, UBR