Как только в стране происходят резонансные ДТП, представители власти стараются проявлять заботу о безопасности на дорогах. Так, зимой – весной этого года был принят законопроект, повышающий штрафы за ряд нарушений, в том числе превышение скорости.
Но вот мы стали свидетелями смертельной аварии в Харькове, которую устроил 16-летний маменькин сынок на Infiniti, и Минюст сразу отреагировал обещанием изымать автомобили у нарушителей скорости, которые не хотят платить штрафы.
Тем временем в Раде ждет своего часа законопроект, рассмотрение которого могут ускорить, поскольку он тоже «в тему». Любителей погонять по городским улицам депутаты предлагают не только штрафовать, но также изымать у них на время права.
Мы решили разобраться, что стоит за такими инициативами.
Исполнители хотят исполнять, чего не исполняли?
Для дисциплинированных водителей, а тем более для пешеходов, которые не очень сведущи в области права, инициатива «изымать у нарушителей» звучит приятно. Нечего гонять, а потом зажимать свои денежки! Замминистра юстиции Андрей Гайченко пообещал, что внедрять инициативу начнут с Харькова, потом распространят на столицу, далее – на всю Украину. Пока условной «цифрой реагирования» выбрано превышение скорости в 150 километров в час.
У юристов эти слова вызвали удивление.
– Исполнительная служба заявила ни больше ни меньше, что будет выполнять свою работу. Любые штрафы, а не какие-то отдельные, если они не выплачены в срок, обрастают пеней и в конечном итоге подлежат принудительному исполнению. Если это штрафы по ДТП, есть процедура изъятия автомобиля, которая в деталях описана в законе, – говорит адвокат Алексей Сиротин. – Составляется акт, вызывается эвакуатор, машина отправляется на штрафплощадку. Если хозяин не оплатит все положенное, включая стоимость эвакуации и хранения, автомобиль выставляется на торги. Оставшееся после необходимых выплат возвращается владельцу авто.
По мнению юриста, заявление Минюста следует читать так, что теперь исполнители хотят делать то, чего раньше не делали.
В то же время управляющий партнер адвокатской кампании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец считает, что изымать автомобили из-за небольших штрафов не лучший выход.
– Это не уменьшит аварийность, зато повлечет много затрат на хранение, оценку, процедуру продажи. Плюс коррупционная составляющая. Гораздо эффективнее направить эти средства на профилактику нарушений. К тому же закон должен быть один для всех. Мне очень интересно, станут ли изымать автомобиль у народного депутата Александра Трухина или сто лет будут устанавливать, был он за рулем во время нарушения или нет, – говорит Ростислав Кравец.
Суды захлебнутся
Если с изъятием автомобиля все более-менее понятно, то вокруг идеи о временной конфискации прав за лихачество развернулись большие дискуссии.
Предложения группы депутатов сводятся к тому, что за превышение разрешенной скорости на 50 километров права нужно отбирать на срок от трех до шести месяцев, а за превышение на 70 км – от полугода до года.
Свою инициативу депутаты мотивируют ужасными цифрами: каждые три минуты в Украине случается ДТП, каждые пятнадцать минут – травмы вследствие аварии, каждые три часа – погибает человек. Основная причина – превышение скорости, за которую максимальный штраф при первом нарушении 1700 гривен, при повторном – 34 000. Дескать, маловато…
– Сейчас у нас ориентируются на камеры видеофиксации. Но лишать прав по камерам нельзя. Во-первых, это неадекватно в принципе, во-вторых, у владельца автомобиля прав может не быть. Он сдает свой транспорт в аренду. Тогда надо возвращать полицию с радарами в кустах, а эта практика у нас давно раскритикована, – говорит адвокат Вадим Володарский.
Эксперт обращает внимание на существенный момент:
– Решения о лишении водительских удостоверений должны принимают суды. Потому что если предоставить каждому полицейскому право отбирать у водителей права, то мы понимаем, какой начнется произвол. А если каждое дело о превышении скорости пойдет в суд, то суды просто захлебнутся. В стране и так не хватает половины судей, уголовные и гражданские дела назначаются на полгода вперед, – продолжает Вадим Володарский. – Ну и в конечном итоге это будет коррупционноемкий закон. Если полиция станет останавливать с перспективой лишения прав, то либо одна, либо другая сторона будет предлагать договориться. Также мы рискуем получить знаки ограничения скорости не только где нужно, но и где в этом нет никакой необходимости.
Вадим Володарский также считает, что статистика по ДТП не отражает реального положения вещей.
– Все ДТП из-за превышения скорости – это миф. Статистика искажена в силу самой практики расследования ДТП, когда неверно определяются причины. Не с так называемыми лихачами надо бороться, а с теми, кто вынуждает водителей резко тормозить. С пешеходами, которые перебегают дорогу где хотят, с нарушителями приоритетов в движении.
Планку нужно повысить
Параллельное мнение – надо бы еще повысить штрафы за скорость. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в Европе скорость в населенных пунктах составляет 50 километров в час, и никто не жалуется. А если жалуется и нарушает, то в Австрии штраф составляет 2000 евро, в Британии – больше 1000, в Испании – 400 евро. Даже при том уровне жизни это существенные расходы.
– Штрафы можно повышать и повышать. Это будет больно для 90% автовладельцев, – говорит автор телепроекта «Первая передача» Александр Федченко. – Но останется 10%, которым будет все равно. Сейчас на Столичном шоссе в Киеве владельцы «Ламборджини» и других автомобилей экстракласса намеренно разгоняются и несутся через все камеры видеофиксации на скорости 250 и даже 300 километров в час. Они так развлекаются, выкладывают хвастливое видео в интернет. Штраф в 1700 и даже 34 000 гривен для них копейки. Поэтому в идее лишать гонщиков прав я вижу рациональное зерно.
Но планку, считает автоэксперт, нужно повысить.
– Я бы поставил превышение в 100 километров в час. Приведу такой пример: трасса Киев – Одесса, на спидометре разрешенные 110 километров. Темное время суток. Я не замечаю, как проскакиваю табличку с названием населенного пункта, потому что она маленькая, плохо освещенная, прикрыта деревом. Все, я уже нарушитель. И так могут пострадать многие другие люди, для которых лишение прав даже на три месяца – это оставить семью без дохода, – констатирует Александр Федченко.
Если в законе будет указано высокое превышение скорости, он затронет как раз те 10% автовладельцев, которые демонстративно игнорируют ограничения. И суды смогут справиться с такой нагрузкой.
Что думают водители
Андрей Гаценко, журналист «КП в Украине»:
– Я могу превысить скорость в рамках 20 километров в час, а это допустимо. Что касается законопроекта, то если фиксация скорости будет производиться в автоматическом режиме, возможно, это даст свой эффект.
Если в ручном – это станет очередным поводом для коррупции. Человек, купивший права за 200 – 300 долларов, с такой же легкостью их и выкупит.
Руслан Болгов, руководитель детективного агентства «Бюро Рысь»:
– Я сторонник ужесточения мер. Автомобиль – это предмет повышенной опасности, и человек, который сидит за рулем, должен нести повышенную ответственность. Не хочешь соблюдать правила – отдавай права.
Конечно, бывают разные ситуации. Иногда достаточно ограничиться предупреждением – на первый раз. Но на второй – нужно отбирать права на полгода, год, а то и больше.
Максим Мороз, автоинструктор:
– Вопрос надо ставить не только об усилении наказания, но и о его неотвратимости. А этого у нас нет. Вы не представляете, сколько людей пришли в нашу автошколу, когда встал вопрос о повышении штрафов. Они годами ездили без прав! И будут ездить, потому что уверены: их не поймают, они откупятся или найдут связи.
Я сам был свидетелем ситуации, когда в автоангар приходят ученик, инструктор и экзаменатор. Инструктор садится на место ученика и выполняет на полигоне все упражнения. Экзаменатор ничего «не замечает».