Господа надзиратели: чем занимаются кураторы НБУ

И почему их работа была неэффективной в некоторых крупных учреждениях.

Насколько эффективным является институт кураторов в Украине? Такой вопрос Forbes адресовал представителям финансового сообщества, попросив оценить деятельность кураторов. Официально банкиры объясняли, что работа выездного куратора – это нормальная практика. А неофициально говорили, что на кураторов сегодня отчасти ложится вина за события вокруг неплатежеспособных банков. «Если провести расследование по деятельности выездных кураторов в тех 44 банках, которые НБУ вывел с рынка, мы получим 44 уголовных дела», – говорит один из банкиров.

Введение куратора в системные банки сопровождалось обсуждением – а в чем же причины добавленного надзора? Так было с крупнейшими ПриватБанком или государственным Ощадбанком. Куратор всегда сопровождает стабилизационные кредиты НБУ или рефинансирование, а иногда может быть предтечей временной администрации и закрытия банка. Также кураторы работают во всех государственных банках, а с лета 2014 года – во всех банках с российским капиталом.

«К нам и нашим коллегам были введены кураторы. Но потом кураторы были введены в банки, которые получали стабилизационные кредиты, и не только к ним. На сегодняшний день кураторы работают практически во всех крупных банках. Это все – элементы контроля, о котором говорила Валерия Гонтарева», – объяснял в интервью Forbes глава правления Проминвестбанка Виктор Башкиров.

Какие полномочия есть у куратора? Например, в 2009 году, во время кризиса, куратор одного крупнейшего банка получал доступ не только к информации правления и данным обо всех проводках в банке. Куратор даже вызывал к себе сотрудников департамента коммуникаций, и требовал обосновать расходы на рекламу и пр.

Сегодня кураторам пытаются навязать этакую роль «серых» кардиналов, виноватых в распадах неплатежеспособных банков. Такое мнение звучало, в том числе, о работе чиновников НБУ в Имэксбанке. Очевидно сомнительной является эффективность кураторов, которые работали с банками «Дельта» и «Надра». Forbes разбирался, имеют ли кураторы полномочия, достаточные, чтобы выводить финансовые потоки из банков и полномасштабно участвовать в их сомнительном перераспределении?

Основная критика в адрес кураторов связана с тем, что НБУ и без того в интерактивном режиме 24/7 видит все, происходящее с банками. «Природа института кураторов сомнительна, так как НБУ и так в режиме реального времени видит все банковские операции. Не исключено, что сам институт кураторов несет в себе коррупционную составляющую», – допускает партнер компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

«Невыездные сотрудники НБУ, которые наблюдают за нами, есть в каждом банке, но мы их постоянного присутствия не ощущаем, и их работа – это нормальный удаленный процесс», – рассказывает председатель правления банка ОТП Тамаш Хак Ковач. Он сравнивает кураторов с менеджерами банков по работе с клиентами. «У нашего банка и у каждого другого банка для каждого клиента есть свой менеджер. Если клиент – крупный заемщик, то менеджер банка будет работать с таким клиентом очень плотно», – поясняет Хак Ковач.

Согласно ст. 67 закона Украины «О банках и банковской деятельности», Нацбанк «имеет право ввести специальный режим контроля за деятельностью банка и назначить куратора банка». Работу же кураторов регулирует 346-е постановление НБУ, 5-я глава которого полностью посвящена институту кураторов. Они назначаются из числа сотрудников НБУ, имеющих высшее экономическое или юридическое образование.

Привлеченный к исполнению полномочий куратора сотрудник НБУ назначается приказом НБУ с сохранением за ним места работы, зарплаты, премий и других выплат, предусмотренных системой оплаты за основным местом работы. «Служащий НБУ, который назначается куратором банка, предоставляет письменное заверение об отсутствии конфликта интересов с этим банком у него, у ассоциированных с ним лиц», – говорится в постановлении.

У куратора, кроме полномочий по контролю за деятельностью банка, есть право инициировать установление порядка исполнения банком и его подразделениями начальных платежей, запрещать использование для расчетов прямых корсчетов, проводить совещания с руководством банка и присутствовать на собрании акционеров, контролировать использование средств, предоставленных НБУ, и так далее.

«Банки, получившие рефинансирование, просто обязаны быть «под присмотром» со стороны регулятора. Это правильно, так как только изнутри есть возможность проконтролировать целевое назначение и использование выделенных НБУ средств, выявить на раннем этапе проблемы, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков банка, контролировать достоверность отчетности», – считает глава правления банка «Михайловский» Игорь Дорошенко.

С ним солидарен председатель правления «Коммерческого индустриального банка» Вадим Березовик. «Сейчас кураторы работают во многих крупных системных банках, включая государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк. Но это не связано с какими-то проблемами: так НБУ намеревается обеспечить полный контроль над использованием средств, выделенных в рамках кредитов рефинансирования. Эти банки успешно работают, развиваются, и я не вижу серьезных угроз для их стабильности, – говорит Березовик, и добавляет: – Конечно, есть и другие примеры, когда введение куратора завершалось для банка временной администрацией. Но здесь вопросы не столько к институту кураторства или даже конкретному куратору, сколько к менеджменту таких банков».

По словам Березовика, за исключением довольно узких полномочий в части блокирования отдельных платежей, куратор носит сугубо контрольную функцию. Тогда как серьезные решения, например, по применению к банку ограничений в части осуществления отдельных операций, принимаются не куратором, а Национальным банком.

Кураторы в крупнейших банках Украины

Банки 1-й группы на 1 апреля 2014 года Кураторы от НБУ: дата и причина введения
ПриватБанк январь 2015 года – в связи с получением рефинансирования
Ощадбанк январь 2015 года – в связи с получением рефинансирования
Укрэксимбанк декабрь 2014 года – в связи с получением рефинансирования
Дельта Банк сентябрь 2014 года – введен куратор в связи с получением стабилизационного кредита; с марта 2015-го в банке – временная администрация
Проминвестбанк с конца лета 2014 года – по критериям банка с российским капиталом
Укрсоцбанк куратора нет
Райффайзен Банк Аваль куратора нет
Сбербанк России с конца лета 2014 года – по критериям банка с российским капиталом
ПУМБ декабрь 2014 года – в связи с получением рефинансирования
Альфа-Банк декабрь 2014 года – в связи с получением рефинансирования
Надра Банк куратор введен в августе 2014 года; в феврале 2015-го в банк введены временные администраторы, 5 июня объявлена ликвидация банка
ВТБ Банк с конца лета 2014 года – по критериям банка с российским капиталом
Банк «Финансы и кредит» февраль 2015 года – в связи с получением рефинансирования
УкрСиббанк куратора нет
Укргазбанк декабрь 2014 года – в связи с получением рефинансирования

На рынке есть примеры, когда кураторы участвовали в выводе капитала из банков. «После работы кураторов временному администратору в банке уже делать нечего», – заверяет один из банкиров. По ряду банков, которые задерживали платежи месяцами и не возвращали людям деньги, однако получали рефинансирование и стабилизационные кредиты от НБУ, а в итоге переданы под опеку Фонда гарантирования вкладов, проводятся расследования со стороны силовых структур. Именно кураторы этих банков были представителями НБУ на месте событий, общаясь с акционерами, правлением, набсоветом и имея полномочия получить любую интересующую их информацию. На вопрос Forbes о том, сколько служебных расследований проведено в НБУ по кураторам с мая 2014 года, и каковы результаты этих расследований, в пресс-службе Нацбанка ответили, что данная информация носит признаки банковской тайны.

Интересное определение институту кураторов дал член наблюдательного совета НБУ Виктор Лисицкий. «Кураторы – это банковские хирурги экономики в целом. Пока что они успешны», – считает эксперт. Однако институт кураторов остается одним из самых закрытых институтов финансовой сферы. Если имена и контакты временных администраторов являются информацией открытой, то имена кураторов, которые имеют полномочия перекрыть часть операций по банку, НБУ относит к банковской тайне.

Именно эта закрытость и антитранспарентность создает возможности для, пока что, пересудов и обсуждений в банковской среде действий кураторов, и демонизации их роли в банках. Такая закрытость в том числе ставит под угрозу благополучие самих исполнителей – особенно в условиях жесткого прессинга.

Например, в мае одного из руководителей банковского надзора Светлану Файбер жестоко избили. До этого она неоднократно получала угрозы в связи со своей деятельностью. Однако эти детали держались в секрете – вместо обращения к гражданскому обществу, хотя примеры таких обращений неоднократно поддерживали безопасность чиновников, журналистов, гражданских активистов.

Таким образом, институт кураторов сегодня стал удобным средством для возможных будущих списаний проблем банков, которые будут обнаружены правоохранительными органами. То, что раньше вменялось временным администраторам – теперь ложится на плечи кураторов. Уровень же окончательной ответственности непосредственно кураторов неплатежеспособных банков будет измеряться реальными уголовными делами. Напомним, президент Петр Порошенко на днях заявил, что под следствием сейчас находится 21 банкир.

Маргарита Ормоцадзе, ФОРБС

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка