Горячую воду узаконят

Нардепы предлагают на законодательном уровне регламентировать все нюансы горячего водоснабжения.

Горячее водоснабжение — одна из самых загадочных коммунальных услуг. Парадоксально, но в украинском законодательстве нет ни понятия “производитель горячей воды”, ни единой процедуры формирования тарифа на эту услугу. Поэтому определить виновного в отсутствии горячей воды или несоответствии ее температуры термину “горячая” невозможно, хотя счета с немалыми суммами приходят потребителям регулярно. Исправить это недоразумение решили народные депутаты, предложившие на законодательном уровне регламентировать все нюансы оказания данной услуги.

Тариф со скидкой

Массовое отключение горячего водоснабжения стало верной приметой летнего сезона. С этим благом цивилизации уже распрощались жители Хмельницкого, Ровно, Полтавы, многих населенных пунктов Киевской и других областей.

Судя по опыту прошлых лет, подача горячей воды там будет возобновлена лишь осенью. В остальных городах и поселках страны проходят профилактические отключения горячей воды по графику, необходимые для проведения гидравлических испытаний теплосетей.

Но вместо положенных одной-двух недель они зачастую затягиваются на месяцы, что объясняют то ограничением подачи газа, то прорывами трубопроводов, то другими причинами.

Похоже, такая ситуация порядком надоела не только обычным украинцам, но и народным избранникам. На прошлой неделе в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №2244а “О горячей воде и горячем водоснабжении”, авторы которого (депутаты от “Батьківщини” Дмитрий Андриевский и Геннадий Зубко, а также “регионал” Владимир Вечерко) решили регламентировать некоторые нюансы оказания этой услуги и защитить потребителей от произвола поставщиков.

Во-первых, в документе указаны случаи, при которых возможно отключение горячего водоснабжения.

К ним отнесены: аварии в системах горячего водо- и теплоснабжения, водопроводных и канализационных сетях; задолженность потребителей за услуги по горячему водоснабжению; существенное ухудшение качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения; проведение плановых профилактических и ремонтных работ и пр.

Причем по причине плановых ремонтов горячую воду можно отключать не более чем на 10 рабочих дней в течение года и только с 8.00 до 19.00.

Во-вторых, народные избранники решили уточнить, какую воду следует считать горячей. Сейчас, согласно постановлению Кабмина №630 “Об утверждении Правил предоставления услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению”, нормативная температура горячей воды составляет не менее 50 градусов Цельсия.

Депутаты предлагают ее немного “подогреть”: согласно законопроекту, вода будет считаться “горячей”, если ее температура не ниже 55 градусов Цельсия. За каждые три градуса отклонения от этой нормы размер платы за горячую воду должен снижаться на 5% от установленного тарифа.

За каждый час поставки воды, температура которой ниже 40 градусов Цельсия, оплата должна осуществляться по тарифу, установленному для холодной воды.

gorychaya voda

Теория и практика

Надо сказать, что сейчас также действует положение о перерасчете за предоставление некачественных коммунальных услуг. Однако на практике причитающуюся компенсацию получить невозможно.

Научить коммунальщиков рассчитывать стоимость услуги в зависимости от ее качества буквально перед уходом в отставку решил Кабмин Юлии Тимошенко. На одном из последних заседаний им был утвержден Порядок проведения перерасчета размера платы за предоставление услуг централизованного отопления, холодного и горячего водоснабжения и водоотвода в случае их непредоставления или предоставления в неполном объеме и снижения качества.

В частности, при температуре горячей воды от 45 до 49 градусов оплачивается 90% установленного тарифа, а вода, нагретая от 40 до 44 градусов, стоит не больше 70% “горячей” цены. Если температура воды ниже 40 градусов Цельсия, то платить за нее следует как за холодную.

Есть и еще один важный нюанс: температура воды определяется через две минуты после открытия крана. То есть вовсе не обязательно сливать в канализацию сотни литров воды, дожидаясь, пока она потеплеет, а затем платить за некачественную услугу по полному тарифу.

Теоретически получить скидку за некачественную услугу довольно просто. Для этого необходимо вызвать коммунальщиков, с их помощью зафиксировать температуру воды, составить акт-претензию и подать заявку на перерасчет цен.

Однако на практике все намного сложнее. Прежде всего следует проследить, чтобы коммунальщики зарегистрировали жалобу в специальном журнале (для этого нужно поинтересоваться, кто конкретно принял вашу заявку, узнать ее регистрационный номер).

“Заявку вполне могут рассматривать несколько дней, а к тому времени в кранах уже появится горячая вода. Но даже если время замера оговорено и назначено, коммунальщики могут не прийти, сославшись на другие неотложные дела”, — говорит директор Института города Александр Сергиенко.

Доказать, что из “красного” крана еще пару часов назад текла холодная вода, практически невозможно, поскольку в Украине нет никаких альтернативных организаций, которые могут оценить качество коммунальных услуг. Альтернативную процедуру контроля, способную заставить коммунальщиков платить компенсации, не предложили и авторы законопроекта.

Поэтому его нормы, касающиеся ответственности за качество услуги, похоже, останутся невыполнимыми.

К отрицательным моментам предложенного документа можно отнести норму о том, что производитель получит законную возможность отключать должников от горячего водоснабжения через три дня после письменного предупреждения.

“Существует риск, что предприятия будут злоупотреблять этим правом, отключая потребителей от горячего водоснабжения при отсутствии подтвержденной судом задолженности”, — отмечает старший партнер адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.

А вот определение производителя товара под названием “горячая вода” — норма положительная. Сейчас подогрев воды осуществляется в тепловых пунктах, где “встречаются” трубопроводы, по которым транспортируется тепловая энергия, и водопроводные сети, по которым поставляется холодная вода.

В каждом регионе производитель горячей воды, как правило, назначается органами местного самоуправления по неформальным договоренностям между водоканалами и энергогенерирующими компаниями. Но не всегда удается достичь консенсуса в этом вопросе. К примеру, в столице до сих пор неизвестно, кто отвечает за горячую воду, — брать на себя ответственность за качество и стоимость не спешат ни “Киевэнерго”, ни “Киевводоканал”, ни КГГА.

“Отсутствие юридически признанного производителя горячей воды в столице приводит к различным проблемам, касающимся оплаты за использованные ресурсы”, — констатируют в ПАО “АК “Киевводоканал”. Горожане платят за услуги централизованного горячего водоснабжения по счетам КП “Главный информационно-вычислительный центр”.

Затем ГИВЦ делит эти деньги: одна часть (за тепловую энергию) направляется “Киевэнерго”, вторая (за холодную воду) идет “Киевводоканалу”. Получается, что из крана течет горячая вода, у которой два “соавтора”.

Коммунальные монополисты уверяют, что с радостью взяли бы на себя нелегкую ношу персональной ответственности, но, поскольку в украинском законодательстве отсутствует понятие “производитель горячей воды”, они не могут этого сделать.

Авторы законопроекта “О горячей воде и горячем водоснабжении” предлагают решить эту проблему очень просто. Производителем будет считаться предприятие или организация, на балансе которой находятся центральные и индивидуальные тепловые пункты, бойлеры, котельные и т. п.

Если “главным” будет водоканал, то он станет покупать тепловую энергию у ее поставщика. В противном случае энергетикам придется приобретать холодную воду. Затем готовый товар под названием “горячая вода” будет продаваться потребителям. В случае массовых жалоб с их стороны власти по крайней мере будут знать, кому предъявлять претензии.

Елена ДОСПЕХОВА, “Деловая столица

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Заказ обратного звонка