Спустя 2 года и 3 месяца закон о 100% гарантиях в госбанках так и не подписан президентом.
Вкладчики Приватбанка и других государственных финучреждений так и не дождутся введения системы полного гарантирования вкладов. Спустя 2 года и 3 месяца после того, как Верховная Рада по просьбе самого Порошенко приняла законопроект №5553 и направила документ на подпись гаранту, тот так и не был завизирован. И рассчитывать, что закон будет принят, не приходится.
«В подписанном осенью прошлого года меморандуме с МВФ Украина взяла на себя обязательства устранить неравенство банков в части гарантирования средств частным вкладчикам. Но не за счет расширения 100% возвратности на все госбанки, а за счет устранения этой нормы для Ощадбанка – единственного в стране финучреждения, вклады которого гарантируются государством без ограничений суммы», – говорит финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
Учитывая крупные выплаты по госдолгу, которые предстоят нашей стране в ближайшие 2 года, даже в разгар президентской гонки глава государства едва ли рискнет подписывать запылившийся законопроект.
Почему так вышло
19 декабря 2016 года, когда полным ходом шла кампания по национализации Приватбанка, а люди выметали со своих счетов накопления, Петр Порошенко внес в Верховную Раду законопроект. Который устанавливал для всех госбанков, кроме Ощадбанка, новую систему гарантирования. Согласно ей, суммы до 200 тыс. грн. должен был компенсировать Фонд гарантирования, а все что превышало указанный порог – госбюджет. Гарант пометил проект как безотлагательный и попросил депутатов не тянуть с его принятием.
Парламентарии прислушались к президенту и на следующий день приняли закон. На все про все у них ушло 20 минут. А 22 декабря, после подписания подготовленного документа спикером Рады, документ направили на подпись Порошенко. Однако он его визировать не стал.
Сейчас трудно сказать, был ли таким план с самого начала: успокоить людей перспективой 100% гарантий по депозитам и положить документ под сукно. Или в последний момент президент передумал под давлением иностранных кредиторов, которым такая щедрость государства явно была не по душе. Однако факт остается фактом: до сегодняшнего дня законопроект так и не подписан.
Нарушил Конституцию
Согласно норм статьи 94 Конституции Украины, президент должен в срок до 15 дней подписать или ветировать направленный ему из Рады закон. Там же прописано, что в случае невыполнения одного или второго действия закон считается принятым, «подлежит подписанию и должен быть опубликован». Это, поясняют юристы, означает, что подпись под документом может поставить и спикер ВР. Однако и он, ссылаясь на двусмысленность нормы, не делает этого ни в отношении указанного проекта, ни в других случаях, которых немало.
По данным аналитиков «Слово и дело», в июне 2018 года подписи президента дожидались 7 просроченных законопроектов. Но и прежде Порошенко неоднократно нарушал конституцию, затягивания с порядком принятия законов.
К примеру, проект о дисциплинарном уставе Нацполиции (4670) пролежал на столе президента 3 месяца, проект об упрощении досудебного расследования отдельных категорий уголовных преступлений (7279д), принятый в декабре прошлого года, также не подписан до сих пор. А принятый 24 ноября 2015 года закон о Госбюро расследований дождался визы Порошенко только 15 января 2016-го. Все это, говорят юристы, может плохо обернутся для самого Порошенко.
«Невыполнение норм Конституции вполне может стать поводом для иска против президента, когда его полномочия закончатся. Прецедент с Януковичем в этом смысле открывает широчайшие возможности. Тем более, что Порошенко превышал сроки подписания законов неоднократно», – уверен старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Юрий Павлов, UBR