Исполнители вылавливают должников прямо на дорогах и заставляют платить на месте, в противном случае забирают авто.
Владельцам автотранспортных средств, которые являются злостными должниками по алиментам, жилищно-коммунальным долгам, по взысканию долгов по решению судов теперь будет значительно сложнее уклоняться от уплаты.
Государственная исполнительная служба (ГИС) совместно с Министерством внутренних дел (МВД) приступила к использованию цифрового метода принуждения взысканий прямо на автодорогах, то есть непосредственно на тех местах, где будет остановлено транспортное средство.
Эксперимент молод, но плодовит
По информации ГИС, только за первые дни такого эксперимента “на месте” взыскали алиментов на 64 тыс. грн, 39 тыс. грн перечислили в пользу государства (ЕСВ), попутно выписав 17 тыс. штрафов за нарушение ПДД, а также изъяли два транспортных средства.
“Мы подвязали электронную систему розыска автомобилей МВД к нашей, и сегодня осуществляем совместное патрулирование на дорогах, отыскивая передвигающиеся автомобильные средства должников. Это лишь пилотный проект, который сегодня работает в пяти областях Украины. Однако он уже показал свою действенность и эффективность”, – рассказал UBR.ua замминистра юстиции по вопросам ГИС Андрей Гайченко.
По его словам, многие подробности такого эксперимента пока “должны находиться в секрете”, включая даже название пяти пилотных областей, т.к. ГИС совместно с МВД выполняют свою работу, в которой “заложен конфликт, и многие автомобилисты-должники, зная в каком регионе он проходит, могут предпринять меры для еще большего невыявления себя”.
Разумеется, в ином случае эффективность “пилотов” будет намного меньшей.
Как считает Гайченко, проведение такого эксперимента показало, что многие должники после того, как их останавливают в определенном месте сотрудники Нацполиции, и когда речь заходит о конфискации транспорта в счет долга, охотно соглашаются выплатить его деньгами, лишь бы не забирали автомобиль.
Однако наличными работники ГИС долги и штрафы не взимают на месте. У них есть все документальные бланки с соответствующими счетами, на которые должник будет обязан перечислить средства.
Как считает замминистра юстиции, пилотный проект выйдет в рамки всеукраинского уже к концу 2021 года, и власти надеются на то, что государство будет получать немалые средства от взыскания штрафов и долгов с нерадивых автомобилистов.
Тем не менее, как заявил UBR.ua управляющий партнер ЮФ “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец, такие методы не могут считаться эффективными и цивилизованными.
“Каждый должен заниматься своим делом: исполнительная служба не должна гоняться по дорогам и перекресткам с Нацполицией за должниками. Ее дело – арестовывать счета злостных неплательщиков, отслеживать их депозиты и т.д.”, – сказал он.
В то же время юрист считает “неэффективным методом” реализацию автомобилей за долги и штрафы. “Такие эксперименты и их дальнейшее внедрение в повсеместную практику не дадут больших сумм взимания с должников”, – добавляет Кравец.
По мнению юриста, прекрасным способом на сегодня является т.н. автоматический арест счетов их владельцев-должников в банках.
Андрей Гайченко по этому поводу констатирует, что зачастую должника нельзя найти по основному месту проживания, на дачах, у родственников и знакомых, а на счетах в банках тоже часто не бывает средств.
Поэтому для честного возврата долгов разные методы являются приемлемыми. Конечно, если они находятся в рамках действующего законодательства, а это так и есть.
Частные исполнители “пускают слюнки”
Частный исполнитель Андрей Авторгов также считает такой метод весьма успешным и цивилизованным, и это в действительности показывает мировая практика.
Наблюдение по видеокамерам, как говорит он, позволяет четко определять место въезда-выезда должника в определенные дни, его маршруты, а также частые места стоянки. То есть там, где он чаще всего бывает или едет.
И уже затем определяется лучшее место, где его могут остановить сотрудники Нацполиции совместно со специалистами ГИС, подмечает Авторгов.
“Однако, к сожалению, это в настоящее время могут делать лишь государственные исполнители. Частным такое право еще не дали. Надеемся, что в ближайшее время и мы сможем осуществлять такое взимание”, – говорит он.
Тем не менее отметим, что такое дело, по сути, не является новым, и в рамках муниципальных программ активно используется в некоторых регионах страны.
К примеру, летом 2021 года в Чернигове госисполнители получили доступ к системе “Безопасный город”, которая предполагает круглосуточное видеонаблюдение за должниками-автомобилистами на дорогах, выездах-въездах и на других участках.
Также на днях, 5 октября, между городским советом Харькова и региональным филиалом ГИС был подписан меморандум по розыску должников в рамках все той же программы “Безопасный город”.
В настоящее время харьковские дороги оборудованы сотнями видеокамер, которые позволяют вести эффективный контроль за передвижением должников.
По словам руководителя Харькова Игоря Терехова, теперь возможности городской системы видеонаблюдения станут доступны для сотрудников исполнительной службы и это очень важно, поскольку сейчас в розыске по Харьковской области находится более трех тысяч автовладельцев.
Их ловят за долги по неуплаченным дорожным штрафам, алиментам, и даже по задолженностям за жилищно-коммунальные долги.
К этому сотрудничеству в ближайшее время должна подключиться и столичная мэрия.
Все не так гладко, но станет лучше
Юристы сетуют на то, что дело розыска злостных должников сегодня значительно усложнено из-за того, что далеко не всегда имущество последних значится в соответствующих госреестрах.
Например, в Украине сейчас имеются два Госреестра вещных прав на недвижимое имущество – один “старый”, практически “архивный”, и новый, который заработал и наполняется не так давно.
Для получения информации приходится работать сразу по ним двоим. То же самое можно сказать и о Едином госреестре транспортных средств.
Одновременно с этим Андрей Гайченко отмечает, что работа по нахождению и взысканию долгов будет значительно улучшена, в т.ч. и с помощью применения современных цифровых методов, при доступе исполнителей к реестрам Государственной миграционной службы.