Доступ налоговиков к банковской тайне может стать значительно проще. Сейчас банки должны предоставить им по письменному требованию только один вид информации, относящийся к банковской тайне: о наличии счетов. В феврале 2020 г. доступ к некоторым ее видам упростили силовикам, но данные по физлицам они могут получить в рамках уголовного дела.
В начале сентября в Верховную Раду подали короткий законопроект №4073 с поправками в закон о банках и банковской деятельности о раскрытии тайны. В соответствии с ним, финучреждения должны будут предоставлять налоговикам информацию по письменному требованию об операциях конкретных юрлиц, ФОПов и физлиц. С указанием контрагентов и назначения платежей.
Автор законопроекта Дарья Володина (фракция “Слуга народа”) указывает в пояснительной записке, что нынешнее положение дел, когда данные об операциях налоговым органам предоставляют только по решению суда, мешает своевременно выявлять налогоплательщиков, определять размеры налоговых обязательств, взыскивать штрафы и санкции за нарушение налогового законодательства.
“Риски получения своевременного и беспрепятственного доступа центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую политику, к информации о юридических и физических лицах, содержащей банковскую тайну, будут нивелироваться как экономическим эффектом увеличения поступлений в государственную казну, так и определенными действующими законодательными актами предосторожностями в обеспечение неразглашения как налоговой информации, так и информации, которая содержит банковскую тайну, которая получила статус налоговой информации”, – пишет автор.
Если законопроект примут, фактически, банковской тайны уже не будет и налоговику ничто не помешает получить доступ к информации любого уровня. Даже если вы перечислили, например, продавцу меда в другой регион деньги за трехлитровую банку, которую он отправил вам по почте. Обнаружат это, могут заставить уплатить 1,5% военного сбора и 18% подоходного налога.
Инициативу, в части доступа к информации о субьектах экономической деятельности, приветствуют в НБУ. Глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин полагает, что открытие банковской тайны налоговикам будет стимулировать конкуренцию, помогать бороться с налоговыми схемами.
“Напомню, что раскрытие информации о финансовых счетах является актуальным общемировым трендом, который постепенно, но необратимо, превращает институт банковской тайны в атрибут прошлого”, – пишет Данилишин на своей страничке в Facebook.
Nash.Live попросил экспертов оценить, не рано ли Украине избавляться от банковской тайны.
Тарас Загородний, экономический и политический эксперт:
– Во всем мире есть защищенность у граждан, возможность отбиться в судах. Я себе представляю, что будут вытворять налоговики. Как саранча. Сорвутся с цепи и будут мочить всех, а в первую очередь, простых граждан, потому что крупный бизнес может откупиться.
Я не понимаю эту позицию, никакого открытия банковской тайны в нынешних условиях просто быть не может. Не реформированы налоговики. Пусть, наконец, займутся контрабандой на таможне, а не грабежом простых граждан.
Сейчас есть препоны, нужны решения судов. Если же открыть тайну по письменному запросу, то какому-то коррумпированному налоговику дадут на лапу и он начнет тормошить всех, кто не нравится конкурентам, мочить бизнесы. И так еле жива экономика. Если дать возможность грабить людей, то будет социальный взрыв.
Налоговикам есть чем заняться: коррупцией и скрутками по НДС. В этом направлении на таможне ничего не происходит. Не нужно заниматься ерундой и смотреть на опыт так называемых развитых стран. Там есть развитые суды, где можно доказать свою правоту, и более или менее ответственные налоговые органы. У нас же будет просто бред.
Алексей Кущ, экономист, финансовый эксперт:
– Одна из наших основных проблем в том, что изменения основываются на лучших западных практиках, но без учета фазы исторического развития. У нас хотят постсоветскую экономику, которая является квазирыночной с гибридными формами капитализма, в том числе и государственного олигархического, в один прыжок отправить в то состояние, к которому банковская система на Западе шла несколько десятков лет.
Любая банковская система отвечает целям и задачам экономики. Несколько десятков лет назад на Западе был запрос на динамичное развитие экономики, что предполагало привлечение большого количества инвестиционных ресурсов. Нужны были гибкие банковские инструменты, механизмы. Не всегда 100% инвестиций могут отчитаться о своем происхождении.
Если по-честному, то экономика США и многих европейских стран была основана на очень сомнительных деньгах. Достаточно вспомнить, что швейцарские банки прятали капиталы нацистов, в то же время обслуживали капиталы еврейской общины, которая была уничтожена в Германии и Польше и были сложности с их поиском. Этот период прошли, заработали деньги, создали экономики.
Украина этот период еще не прошла. И тут нам говорят, что и не нужно строить свою динамичную экономику. На Западе сейчас переходят к модели устойчивого развития. Достаточно расти на 1-2% в год, потому что высокие соцстандарты достигнуты. Единственное, что нужно — избавляться от неравенства и защищать от инфляции соцстандарты. Украине нужно иное: динамичный быстрый рост. То, что было на Западе начиная со Второй мировой.
Но нам говорят, что мы должны жестко отслеживать деньги, которые к нам приходят, и должны быть святее Папы Римского. Зачем динамичный рост? Главное, соблюдать чистоту. Это фарисейство.
Меня удивляет, что наши политические элиты идут в этом дискурсе. Они должны понимать, что нужно еще от 5 до 20 лет динамичного развития, чтобы достичь социальных и экономических стандартов нынешней Польши. А значит нужны инвестиции и иногда нужно закрывать глаза на происхождение денег, которые приходят в экономику. Естественно, если это не касается торговли людьми, оружием, наркотиками, финансирования терроризма.
Попытка фискализации — это попытка впихнуть Сорочинскую ярмарку в швейцарские банки. Это приведет к увеличению теневой экономики. Больше будет расчетов кэшем, люди перестанут платить налоги, а деньги не будут идти в банки. Никаких положительных результатов у фискализации не будет.
У тех людей, которые говорят, что банковской тайны нет на Западе, я хочу спросить: а у нас такие суды, правоохранительные органы, налоговые органы как на Западе? Мы можем отдавать предпринимателей под карающую руку государства, понимая, что она справедлива ко всем: и к олигарху, и к ФОПу, продающему кофе в ларьке. Ответ на вопрос отрицательный. У нас избирательное правосудие, правоохранительные органы используются как карательные, чтобы кошмарить бизнес и проводить рейдерские атаки, налоговая не сервисная служба, а карающая, фискальная.
– На мой взгляд, такой законопроект в дальнейшем может быть признан неконституционным. Подобное уже было, если вспомнить законы о финмониторинге, верификации, когда Минфину пытались предоставить неограниченые полномочия по доступу к банковской тайне.
В законопроекте, как всегда, не предусмотрен контроль, ответственность лиц, которые получают информацию, основания для ее получения. Вот почему все проходило и сегодня проходит исключительно через следственных судей, если в рамках уголовных дел нужен доступ. Судья оценивает необходимость и его предоставляет.
Предложенные неограниченные полномочия, которые хотят предоставить фискальным органам, я считаю неконституционными. Если такое будет, то банковская тайна исчезнет, а украинцы столкнутся с проблемой. Информация фактически появится в открытом доступе: счета, количество средств, транзакции.
Говорить, что банковская тайна — рудимент, считаю неверным. Во всем мире она существует. Вопрос в том, каким образом происходит контроль за ее сохранением, доступ к ней. То, что предлагают — полностью открыть — считаю противоречащим конституции.
И так доверие к банковской системе подорвано уничтожением банков, практически полным самоустранением НБУ от контроля банков, как показала ликвидация 100 из них. Нацбанк, зная о проблемах, вкладчикам о них не сообщал и скрывал эту информацию годами.
Подход, как в законопроекте, направлен не столько на раскрытие банковской тайны, сколько на уничтожение всей финансовой системы.
Анна Гончаренко, НАШ