Ставка легализации теневых доходов в 1% может быть выгодна, прежде всего, приближенному к власти крупному бизнесу и обладателям крупных сумм в кэше.
В Украине снова назрела потребность в аминистии теневых капиталов. Об этом свидетельствует факт внесения в парламент законопроекта № 3590 «О легализации доходов юридических и физических лиц», предполагающего введение механизма амнистии теневых накоплений.
По мнению партнера юрфирмы «Селепей, Волковецкий и партнеры» Ярослава Волковецкого, очередное появление такой инициативы свидетельствует о потребности в легальном инвестировании средств, а также о необходимости улучшения экономической репутации страны. «Для легализации достаточно подать декларацию в Минюст либо дипломатическое представительство, если заявитель проживает за рубежом. В декларации указывается перечень объектов легализации, их местонахождение и цена», — комментирует нормы законопроекта советник уголовно-правовой практики ЮБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры Сергей Гребенюк. Отдельно собеседник ЛІГАБізнесІнформ обращает внимание на то, что заявитель определяет стоимость имущества самостоятельно, а указанные им цифры не подлежат проверке. Плата за выведение капиталов из тени установлена на уровне 1% от суммы, указанной в декларации. После внесения этих средств и получения свидетельства о легализации доходов все, что было внесено в декларацию, считается нажитым законным путем.
Предлагаемая законопроектом ставка легализации в размере 1% удивляет экспертов своей либеральностью, как относительно ставки налога на прибыль в Украине (19%), так и относительно затрат, которые несли при амнистии капиталов резиденты других стран (5-10%). «Создается впечатление, что инициаторы законопроекта с минимальными потерями хотят легализовать средства, полученные незаконным путем, а не наполнить бюджет», — недоумевает Ростислав Кравец, старший партнер Адвокатской компании Кравец и партнеры. Собеседник ЛІГАБізнесІнформ обращает внимание на то, что в перечень субъектов легализации авторы документа забыли включить физлиц-предпринимателей, что свидетельствует либо о сырости законопроекта, либо о заинтересованности в легализации доходов исключительно физлиц или юрлиц. «Режим легализации выглядит более чем либерально, — продолжает советник практики корпоративного права, M&A МЮФ Integrites Ярослав Абрамов. — Это свидетельствует о попытке адаптировать механизм амнистии капиталов к интересам крупного бизнеса, для которого проще определить фиксированную стоимость, а не рассчитывать суммы неуплаченных налогов».
По мнению Сергея Гребенюка, инициатива может быть актуальна для обладателей больших наличных сбережений, поскольку законопроект допускает размещение легализованных средств в иностранных банках без разрешения НБУ. «Законопроект затрагивает интересы состоятельных лиц, которые успели обзавестись значительным объемом имущества, — продолжает партнер ЮФ Лексфор Юрий Семенюк. — Для них, учитывая намерение правительства ввести всеобщее декларирование доходов, назрела необходимость легализовать имущественный статус, без санкций со стороны государства за неуплату налогов в прошлом. Это позволит в дальнейшем указывать истинное имущественное положение, не опасаясь преследований фискалов». Есть опасения, что обелять доходы в Украине будет не только местный бизнес. «Законопроект дает возможность зарубежным юрлицам, созданным в соучредительстве с гражданами Украины, легализировать доходы в нашей стране за 1%, — подчеркивает Ростислав Кравец. — Такой схемы нет даже в самых мягких юрисдикциях, из-за чего Украина может стать центром по легализации доходов».
Пока начинание продвигается без резонанса и обсуждения. Но без кампании, направленной на создание доверия к инициативе, ее результативность может оказаться сомнительной. «Законопроект имеет право на существование только в комплексе мер внутри страны, — комментирует Ярослав Волковецкий. — Без этого воспользоваться предусмотренной в нем возможностью смогут немногие. Ведь в Украине из-за смены политической ситуации часто происходит пересмотр ранее принятых законов, что может лишить налогоплательщиков заявленных гарантий».
Впрочем, и сам механизм гарантий вызывает у экспертов вопросы. «Закон предусматривает, что министр юстиции определяет круг лиц, которым дают доступ к декларациям о легализованных доходах и другим связанным документам, а информация из них может предоставляться правоохранителям в случае возбуждения уголовного дела против заявителя на основаниях, не связанных с фактом легализации, — уточняет Ярослав Волковецкий. — Это позволяет заинтересованным сторонам получать информацию о легализованных доходах других лиц». В связи с этим собеседник ЛІГАБізнесІнформ главным риском считает возможность злоупотреблений со стороны правоохранителей и слабые гарантии конфиденциальности информации. По словам Сергея Гребенюка, законопроект гарантирует освобождение от ответственности в связи с легализированным имуществом только по статье 209 Уголовного кодекса («Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем»), но не исключает преследования по статье 212 («Уклонение от уплаты налогов»). Из-за этого круг желающих воспользоваться амнистией капиталов вряд ли будет широк, за исключением разве что тех, в чьих интересах документ готовился.
Перспективы начинания пока туманны. Позиция Кабмина не ясна, а общий тон информационных сообщений Миндоходов свидетельствует скорее об усилении борьбы с уклонением от уплаты налогов. «Законопроект выглядит скроенным наспех и содержит юридические несоответствия, — заключает Юрий Семенюк из ЮФ Лексфор. — Поэтому его вернут на доработку или инициируют другой». А Ярослав Абрамов из МЮФ Integrites говорит о якобы работе налоговиков над проектом так называемого «нулевого декларирования». Не исключено, что законопроект № 3590 является неким пробным шаром, запущенным для выяснения позиции бизнеса.
Мария Бабенко, ЛІГАБізнесІнформ