После признания вины в крушении лайнера Международных авиалиний Украины Тегеран предложил выплатить семьям украинцев по 80 тыс. долл. Но Владимир Зеленский остался недоволен предложенной суммой. Он посчитал, что эти деньги не покроют ущерб, нанесенный семьям погибших.
Вдова командира сбитого экипажа Екатерина Гапоненко, к примеру, хочет получать около 9 тыс. долл. в месяц – такой была зарплата ее мужа. Гапоненко устроит, если выплаты будут происходить в течение 12-15 лет. Это срок до совершеннолетия дочери и предполагаемого выхода мужа на пенсию. В общей сложности Гапоненко ожидает получить минимум 1 млн 296 тыс. долл.
Зеленский обещает давить на Иран, чтобы выплаты были больше, а также подать в международный суд. Каковы обычно компенсации при крушениях и что будет, если Украина и Иран не придут к соглашению?
Как будут получать выплаты
Семьи погибших получат выплаты не только от Ирана, но и от МАУ. Авиакомпания несет первичную безусловную ответственность за происшествие, даже если она в нем не виновна. Выплаты от нее станут первым этапом компенсаций. Впоследствии Иран должен будет вернуть деньги авиакомпании.
Монреальская конвенция, к которой Украина присоединилась в 2009 году, предусматривает, что авиакомпания должна выплатить минимум 22 тыс. долл. страховки (550 тыс. грн) семьям погибших пассажиров. А вот для семей членов экипажа предусматриваются выплаты поменьше – около 320 тыс. грн за погибшего. На страховку повлияют такие факторы, как наличие или отсутствие детей. Максимум можно получить 154 тыс. долл., а в среднем страховка “тянет” на 30-40 тыс. на семью.
За первой волной выплат идет вторая – дополнительные компенсации потерпевшим непосредственно от Ирана. Как раз о них сейчас и идут торги. Обычно в таких переговорах принимают участие представители государств жертв, адвокаты авиакомпании и страховики.
Кроме того, Иран должен будет возместить владельцу судна убытки за лайнер и также часть средств перевозчику – за потерю прибыли. Но это последний этап компенсации, который пока даже не обсуждается.
Пока что семьи жертв получили только деньги от государства. Правительство отчиталось о выплате семьям по 200 тыс. грн помощи (около 8 тыс. долл.). Для сравнения: дневная зарплата главы правления “Нафтогаза” Андрея Коболева примерно в 4 раза выше. Бонус от государства покроет разве что похороны погибших, и то не факт: стоимость участка на кладбище в Киеве достигает 15 тыс. долл.
Но какой бы скромной ни была помощь Украины, ее наличие уже весьма неплохо. Эта выплата необязательна. Для сравнения: четыре года назад в Египте упал российский Airbus A321, унеся вместе с собой 224 жизни. Египет отказался от компенсаций, и Россия решила помочь своим гражданам. Страна выплатила по 3,5 тыс. долл. – почти в 2,5 раза меньше, чем заплатила Украина.
Основные же компенсации семьи пострадавших ждут уже месяц. Президент МАУ Евгений Дыхне пока только отчитался о том, что определена сумма поддержки на первом этапе, но не называл ее. По условиям Монреальской конвенции, у авиакомпании осталось два месяца на платежи.
Министр иностранных дел Канады Франсуа-Филипп Шампань уже попросил МАУ ускориться. Но компания не спешит выплачивать примерно 4 млн долл. МАУ в долгах как в шелках: обязательств у нее почти на миллиард гривен. Рейсы урезают, а сотрудники компании активно пишут заявления об увольнении.
В МАУ “дыру” в бюджете объясняют тем, что с 2012 года цены на билеты упали в 4 раза. Также компания потеряла 5 млрд грн из-за закрытия воздушного соединения с Россией. Но причина может быть и в коррупции: компания не ведет международной финансовой отчетности.
Помимо банкротства, которое “светит” МАУ, компании угрожает и тот факт, что Иран может не вернуть деньги по компенсациям. Вспомним о сбитом на территории так называемой “ДНР” Boeing 777. Malaysia Airlines объявила о выплате 5 тыс. долл. каждой семье, но ни Россия, ни “ДНР” не признают вины. Так что авиакомпания возмещения средств не дождалась.
Неудивительно, что Дыхне заявил: выплат не будет, пока юридический факт катастрофы не установят и не закроют уголовное дело. Хоть Иран и признал вину, юридическое признание – это длительный процесс. Так что выплаты могут заморозить надолго.
Спасти ситуацию может страховая. Глава МАУ говорит, что компенсация лежит на английской страховой компании, с которой авиакомпания подписала договор, но ее название не озвучивает.
Адвокат Ростислав Кравец подтверждает 112.ua, что несмотря на банкротство МАУ, страховая может выплатить потерпевшим компенсации, а дальше – разбираться с Ираном. Очевидно, что “монреальские” условия страхования по плечу только крупным страховым, так что надежда получить деньги в срок все же остается.
Что же касается второй части выплат, то все, конечно, упирается в содействие Ирана.
На какие суммы могут рассчитывать семьи погибших
После трагедии Зеленский не стал открыто обвинять Иран, да и в целом был сдержан в своем обращении. Многих это возмутило, но эксперты посчитали поведение Зеленского хорошей тактикой. Возможно, президент был мягок именно для того, чтобы Тегеран не заморозил расследование, передал черные ящики Украине и выплатил компенсации семьям погибших.
Теперь же Зеленский делает заявление, в котором показывает недовольство предложенными 80 тыс. долл. на семью.
Адвокат Ростислав Кравец одобряет действия президента. Он считает, что Украина может добиться сумм примерно в три раза выше.
“Примерный объем компенсации – от 200 тыс. долл. и до бесконечности”, – говорит он.
А вот политолог-международник Андрей Бузаров с ним не согласен.
“Нужно было не выносить все это в публичную плоскость. Сперва выработать сумму, а затем совместно на уровне МИД о ней заявить. А тут получается, Иран пошел навстречу, предложил объем выплат, и теперь все его критикуют. Конечно, нет суммы, которая бы определила человеческую жизнь. Но этот пинг-понг неправильный, и ситуация будет только ухудшаться”, – говорит Бузаров 112.ua.
Вероятнее всего, публичные заявления Зеленского связаны с его попытками показать украинской общественности, что дело взято под личный контроль. Такие шаги для его пиара крайне важны, ведь в январе рейтинг доверия президенту впервые упал ниже 50%.
Если же говорить не о форме, а о содержании, то оценить, достаточна ли предложенная сумма, крайне сложно. Но если вспомнить, сколько исторически получали семьи жертв при других крушениях, становится понятно: 80 тыс. долл. действительно мало.
Более 30 лет назад американцы сбили иранский пассажирский Airbus. Погибли 290 человек, включая 66 детей. Тогда причиной тоже назвали ошибку: американцы приняли лайнер за вражеский истребитель Ирана. Компенсация составила 300 тыс. долл. за взрослого и 150 тыс. – за ребенка (учитывая инфляцию, это 790 и 400 тыс. на сегодня соответственно).
Также 30 лет назад американский Boeing 747 упал на деревню Локерби в Шотландии. Погибли 243 пассажира, 16 членов экипажа и 11 жителей деревни. Расследование показало, что самолет взорвали два ливийца, поэтому убытки компенсировала их родная страна. Каждой семье заплатили по 10 млн долл. (26 млн на сегодня).
Российский Ту-154 был сбит 20 лет назад. Межгосударственный авиационный комитет заключил, что причиной стал пуск украинской ракеты во время российско-украинских учений в Крыму. Погибли 78 человек, в основном граждане Израиля. Украина выплатила семьям погибших по 100 тыс. долл., но так и не признала вину (около 150 тыс. на сегодня).
Когда израильский авиалайнер в 1955 году сбили болгарские военные, Болгария выплатила родственникам по 195 тыс. долл. (1 млн 877 тыс.).
Самая большая сумма выплат поступала от Франции – 1,5 млн долл. (почти 5 млн на сегодня). 40 лет назад французский истребитель сбил итальянский самолет DC-9-15. Летчик надеялся убить лидера Ливии Муамара Каддафи, но попал в лайнер. Погибли 64 взрослых, 13 детей и 4 члена экипажа.
Как видим, универсальной компенсации нет. Все зависит от деталей расследования. В нашем случае ошибка будет стоить Ирану меньше, чем преднамеренные действия. Напомним, что Генпрокуратура возбудила дело по умышленному убийству граждан Украины. Если версия подтвердится, компенсации могут взлететь до небес. Но эксперты в основном склоняются к тому, что катастрофа не была выгодна Ирану, так как на борту были его собственные граждане.
Также многое зависит от того, удастся ли представителям Украины “выбить” завершение расследования международной комиссии и получить подписи иранского правительства под этим документом. Юридическое признание закрепляет ответственность государства за катастрофу. В случае со сбитым Ту-154 в 2001 году Украина признала вину в медиапространстве, но юридически так этого и не сделала, что позволило ей в итоге не выплатить ущерб авиакомпании “Сибирь”.
Юридическое заключение также необходимо потому, что ситуация в Иране нестабильна. Власть в стране может поменяться, и тогда переговоры по компенсациям могут быть уже совсем не такими успешными, как сейчас.
Обещанного 15 лет ждут
Нужно понимать, что Иран, предложив переговоры, сделал большой шаг навстречу Украине. Во всех описанных выше случаях семьи жертв получали свои деньги лишь годы спустя, и эти компенсации носили лишь добровольный характер. Ущерб обычно возмещают во избежание обострения скандала. Международные институты в этом вопросе практически бессильны.
Болгария и Вашингтон выплатили компенсации семьям жертв через восемь лет после катастроф. При этом юридической ответственности США не понесли, никаких санкций против страны не внедрили, а командира истребителя за службу даже наградили. Если же говорить о самой большой компенсации, то Ливия заплатила лишь спустя 15 лет, и то в обмен на полное снятие экономических санкций, которые “душили” Триполи. И это далеко не единичные случаи.
Сильный ветер, облачность и пылевая буря стали для экипажа ливийского Boeing 727 роковыми. Самолет сбился с курса на Египет и оказался на территории, которая в то время была подконтрольной Израилю. Израильские истребители пытались безуспешно связаться с самолетом и сделали вывод, что лайнер угнан. Компенсации за обстрел были выплачены лишь когда ООН и США осудили действия Израиля в своей резолюции. И то Израиль до последнего настаивал, что виноват экипаж.
Виновники трагедий могут и вовсе отказаться от компенсаций. Так поступили власти бывшего СССР. В 1983 году над Сахалином советский истребитель выпустил две ракеты по южнокорейскому пассажирскому Boeing 747. Его приняли за американский самолет-разведчик. Погибли 269 человек. СССР не только не извинился и не заплатил компенсации, но и выставил Южной Корее счет за содержание пассажиров. Антисоветские акции не помогли, а годы спустя международная комиссия пришла к выводу, что вся вина лежит на некомпетентности корейского экипажа.
В торгах о компенсации Иран может вспомнить все эти случаи и использовать аргумент о длительных судебных тяжбах, которые будут ждать Украину. Но также иранские власти понимают, что и на них самих может быть оказано давление. Учитывая эту практику, готовность Ирана выплатить пострадавшим компенсацию без заминок весьма позитивна.
“Сама ситуация лучше, чем могла бы быть, ведь Иран взял на себя полную политическую ответственность. Это редкий случай, ведь обычно доходит до судов. Но мы заняли какую-то не самую конструктивную позицию: критикуем Иран, говорим, что он нам что-то должен. Мы должны исходить из возможностей повлиять на страну. Их у нас нет. Согласно международному праву, Иран может делать что угодно с черными ящиками. Критикуя, мы только мешаем расследованию. В минус играет и то, что нам передавали информацию в рамках расследований, но произошла утечка в СМИ. Из-за этого иранцы нам уже не доверяют, и все может затянуться”, – говорит 112.ua эксперт-международник Илия Куса.
Куса понимает позицию родственников жертв, но напоминает, что они мало на что могут повлиять. Кроме того, Иран должен компенсации не только Украине, но и другим станам (к примеру, Канаде), а также своим гражданам.
Что будет, если Иран откажется от компенсаций
Куса не рассматривает вариант разрыва отношений между странами, так как никаких противоречий пока нет. Страна допустила наши группы к поисково-спасательным работам, предоставила украинским экспертам все необходимые данные и заботится о своем имидже.
Но если страны не договорятся или кто-то из пострадавших не будет согласен с суммой компенсации, дело будет передано в суд. Также суд возможен, если юридически Иран не признает вину. По крайней мере такой была украинская позиция.
Скорее всего, судебных процессов будет несколько, ведь все пострадавшие не смогут выступать в качестве одного истца. Также если семьи погибших решат оспорить суммы выплат, процессы обещают быть крайне сложными. При таком раскладе появляется несколько вопросов.
- В каком суде мы будем отстаивать права пострадавших и авиакомпании.
По международному законодательству страна, на территории которой произошла катастрофа, может проводить расследования как захочет. Так что, вероятнее всего, это будут суды Исламской Республики Иран.
Но Ростислав Кравец считает, что одними лишь иранскими судами все не ограничится. По его словам, рассматривать дело могут украинские и даже канадские суды, в зависимости от гражданства пострадавших. Также можно судиться по месту регистрации авиакомпании.
Что же касается международных судов, здесь все сложнее. Некоторые из экспертов считают, что дело не имеет отношения к Международному суду ООН, так как не имеет признаков межгосударственного спора. В Европейский суд по правам человека обратиться тоже нельзя, ведь Иран находится за пределами Европы.
- Как получить средства.
Где бы ни проходил суд, решение все равно нужно будет реализовывать и исполнять в Иране. Из-за санкций США Иран не является участником международных платежных систем. У него нет свободных денежных средств и активов. Так что перечислить деньги можно лишь через некоторые страны, имеющие дипломатический иммунитет. К слову, вопрос актуален и при мирном урегулировании вопроса.
Если Иран откажется выполнять решение суда, нужно будет искать имущество Ирана в других странах и его арестовывать. К примеру, у Ирана есть счет в банке США.
Но не Ираном единым. Профессор и доктор филологии Никита Василенко напоминает, что агрессию развязали США, убив иранского генерала Касема Сулеймани, а Иран только защищался. Компенсации можно было бы получить от Штатов, но юридически для Украины такого механизма возмещения нет.
Зато пространство для действий есть у самого Ирана. Представители государства уже заявили о намерении потребовать возмещений от США на 130 млрд долл. Шансы, что “выгорит”, у Ирана есть: 20 лет назад Белый дом выплатил деньги Китаю за удар по посольству в Югославии во время бомбардировок Белграда.
Анна Пешкова, 112.UA