Бесконечная судебная реформа, больше похожая на беспрецедентный эксперимент над судебной системой, продолжается.
Реформаторы и «эксперты» любого уровня образования, любых профессий, гражданств и подданств приложились к этому эксперименту и осуществили свои самые несбыточные фантазии.
Были использованы самые немыслимые способы и опыты оценивания, тесты, процедуры, баллы вычисляемые с потолка, новое и до конца не изученное понятие – доброчестность и прочие инструменты унижения, подавления и полного уничтожения независимости судебной ветви власти.
С каждым днем Украина и весь мир узнает подробности вмешательства во внутренние дела Украины со стороны самых разных иностранных институций, включая и иностранные правительства.
Судя по обнародованной информации, изменения в Конституцию Украины в части судебной реформы вносились исключительно по указаниям этих «экспертов» и их кураторов, а судя из заявлений находящегося в немецкой тюрьме Онищенко, еще и за взятки депутатам.
Таким же беспрецедентным надругательством над законодательством было и принятие новых процессуальных кодексов. При этом голосование за них было явно не законным при наличии в зале не более 50 депутатов, что вполне четко видно на видео из зала Верховной рады Украины.
Все эти изменения делались в такой спешке и как сегодня приятно говорить турбо-режиме, что никто не обращал внимание даже на грубейшие ошибки. Так в уголовном процессуальном кодексе было предусмотрено, что уголовное производство в кассационном порядке осуществляется коллегией судей Уголовного кассационного суда Верховного Суда в составе трех или более нечетного количества судей.
И это при том, что такой суд никогда не существовал и до сих пор не существует в Украине. Конечно, многие могут сказать, да какая разница, уголовный кассационный суд в составе Верховного Суда или Кассационный уголовный суд в составе Верховного Суда. А разница принципиальная. Суду принимавшему решения не было дано такого права.
Это, правда, не помешало судьям совсем другого суда начать работу, принимать решения и приговоры в кассационном порядке, и работать так практически полгода.
Во всей этой суматохе и безумии судебной реформы потерялись 58 судей с высочайшей квалификацией и бесценным многолетним опытом.
Это 18 судей Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел. В том числе – криминальная палата 10, гражданская палата 8. 18 судей Высшего административного суда Украины, 13 судей Высшего хозяйственного суда Украины, а всего – 49 судей.
Кроме того, есть еще 9 забытых судей Верховного суда Украины, которых расценивают судьи Верховного суда (без Украины) как свою главную опасность. Из них 1 судья из гражданской палаты, 2 судьи из административной палаты, 2 судьи из хозяйственной палаты и 4 судьи из уголовной палаты.
Действующая власть при помощи судей прошедших в Верховный суд (без Украины) посадила всех этих судей на «голодный» паек. На сегодня судьи высших специализированных судов получают оклады в размере, меньшем даже чем судьи первой инстанции, при этом им просто не дают работать и никуда не переводят, и очень похоже, что нанимают еще и активистов для травли. В этой ситуации у них также возникнут вопросы и с отставкой, а также с размером гарантированных государством выплат.
В данном случае вполне можно говорить о преследовании и дискриминации.
А судей Верховного суда Украины вообще лишили окладов и второй год ничего не выплачивают. Кроме того, действующая власть дошла уже до того, что здания, имеющие историческую ценность, Верховного суда Украины по решению комиссии Верховного суда (без Украины) перевели в собственность последнего.
Что может свидетельствовать уже о попытке физического уничтожения судей.
Все это происходит на фоне решения Конституционного суда Украины фактически признавшего незаконность создания юридического лица публичного права Верховного суда (без Украины). Ведь ни одного распорядительного акта, которым должен был создаваться суд, принято не было, хотя в регистрационных документах при его создании ссылались на наличие оригинала.
Кроме того, сегодня в том самом Верховном суде (без Украины) находится и кассационная жалоба относительно незаконности его же создания по очень сомнительным документам.
На этом фоне довольно показательно выглядит тот факт, что в отличие от судей высших специализированных судов и Верховного суда Украины, которых от имени народа именно избирала на их должности Верховная рада Украины, то судей Верховного суда (без Украины) именно назначал Президент.
Это уже само по себе свидетельствует об отсутствии демократического подхода к назначению судей. Уже были зафиксированы не единичные случаи, когда Президент, имеющий церемониальную функцию, фактически влияет на назначение судей. Такой подход, в свою очередь, привел, как к отказу в назначении кандидатов на должность судьи еще зимой 2017 года, так и к вероятному принуждению судей прошедших отбор, отказаться от своих должностей.
Уже сегодня можно сделать вывод, что, несмотря на многочисленные семинары и публичные выступления судей Верховного суда (без Украины) недемократический характер судебной реформы, избирательный подход к назначению судей, уничтожение независимости судебной ветви власти скрыть не получится.
Если сейчас не остановится и не исправить ситуацию, уже совсем скоро, судьи, чьи права нарушены, через международные суды, включая ЕСПЧ докажут нарушение своих прав и ручное, тоталитарное формирование судебного корпуса в Украине, и никаким МВФ прикрыться не удастся.
Анна Мартыненко, адвокат АО Кравец и партнеры
Ростислав Кравец, адвокат, старший партнер АО Кравец и партнеры