Военный резерв Украины состоит из общественного, мобилизационного и оперативного. В последнем есть вторая очередь (стратегический резерв, выпускники военных кафедр) и первая очередь. Это белая кость — резервисты и военнообязанные, в основном, с опытом участия в военных действиях, в том числе, в АТО.
Законопроект о резервистах, инициатором которого выступил президент Владимир Зеленский, преимущественно нацелен именно на резервистов первой очереди.
Сейчас состав резерва — это люди, за счет которых укомплектовывают Вооруженные Силы Украины и другие подразделения в мирное и военное время. То есть, когда нет войны, резервистов призывают в строй по мобилизации. Законопроектом вносят первую базовую поправку. За счет резерва доукомплектовывают подразделения в мирное время и в особый период.
В режиме особого периода Украина функционирует с 13 апреля 2014 г., когда его начало было оглашено и.о. президента Александром Турчиновым указом №405/2014. Окончание президент также огласит указом. Но когда это произойдет, никому не известно.
Мобилизация не нужна
Призвать резервистов на спецсборы без объявления мобилизации – уже обкатанная в Украине практика. Однако президент инициирует право доукомплектовывать за счет опытных кадров из резерва первой очереди ВСУ и другие подразделения без объявления мобилизации. Под это подготовили новую статью 39-1 в закон «О воинской обязанности и военной службе».
Сроки службы, задачи, которые будут во время нее выполняться, ее объемы своим указом определит главнокомандующий. Призывать резервистов на службу с применением такого механизма он может во время режима особого периода. То есть, в любой момент.
Будет ограничение по сроку несения службы — до полугода. Но это только один «заход». После того как резервисты первой очереди отслужат один раз без мобилизации в горячей точке, второй раз их могут призывать не раньше, чем через год. То есть тех, кто уже отслужил (в резерве первой очереди значатся мобилизованные всех волн во время АТО), могут вызывать снова и снова.
«В случае принятия проекта, в Украине появится категория лиц, которые, в отличие от других военнообязанных граждан, могут быть неоднократно привлечены к несению военной службы в мирное время, независимо от их воли и желания уже после того, как они отслужили военную службу по призыву или контракту», – делают замечание в Главном научно-экспертном управлении ВР.
«Неограниченные полномочия президента по проведению призыва без мобилизации будут нарушать права граждан. Если раньше, когда объявлялась мобилизация, четко указывался срок, то смогут призывать чуть не на всю жизнь», – отмечает адвокат Ростислав Кравец.
Также функционал главнокомандующего выходит за рамки того, который очерчен Конституцией. В ст. 106 дан перечень его полномочий, в решениях Конституционного суда не раз указывалось, что этими пунктами они и ограничены. Однако призыв логически туда не подтягивается. В Основном законе сказано, что главнокомандующий принимает решение о мобилизации, но призыв резервистов точно сюда не подходит. Он не является синонимом и другой функции гаранта — осуществлению руководства в сфере национальной безопасности и обороны. Ростислав Кравец полагает, что у документа, в случае принятия, есть шансы быть оспоренным в Конституционном суде.
Штрафы растут, поддержка запаздывает
Все в том же законопроекте прописаны новые виды ответственности за нарушения — административная и уголовная. Хотя и Уголовным кодексом, и Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено, что поправки в них вносят отдельными законами, а не в таком попурри.
Административная ответственность. На резервистов распространят санкции за нарушение законодательства о воинской обязанности и военной службе, об обороне и мобилизации. Штрафные санкции по этим статьям КУоАП увеличатся. Сейчас за неявку, несвоевременную подачу данных о смене места проживания предусмотрен штраф от 85 до 119 грн, а вырастет он до 510-850 грн. За нарушение законодательства об обороне и мобилизации сейчас предусмотрены 170-510 грн штрафа для граждан и 510-1700 грн для должностных лиц. Он вырастет до 3400-5100 грн для граждан и 5100-8500 грн для должностных лиц. Это штрафные санкция во время особого периода.
Расширяется и функционал полицейских. По обращению военного комиссара, они получат право доставлять нарушителей этих двух статей в территориальные центры комплектации и соцподдержки (сейчас это военные комиссариаты, но законопроект их переименовывает).
За порчу учетных документов или их потерю (военных билетов, приписок, временных удостоверений) военнообязанных, призывников и резервистов будут штрафовать на 510-850 грн, против нынешних 17-51 грн.
Уголовная ответственность. За уклонение от службы сейчас предусмотрено лишение свободы на срок от двух до пяти лет. Но наказание ужесточат, и лишать свободы будут на срок от трех до пяти лет.
За уклонение от учета сейчас предусмотрен штраф до 850 грн, или исправительные работы до двух лет, или арест до полугода. Будет штраф 5100-8500 грн. За уклонение от спецсборов сейчас штраф до 1190 грн или арест до полугода. Будет штраф 8500-11900 грн или исправительные работы до двух лет.
Призывая людей на полгода, отрывая их от работы, нужно предоставить адекватную компенсацию. Но по этой части законотворчество хромает, и у резервистов больше обязанностей, чем бонусов. Они должны будут подавать военный билет при оформлении трудового договора. Также, как призывникам и военнообязанным, им запретят без разрешения военного комиссара покидать место проживания в военное время и во время режима чрезвычайного положения.
Взамен у них будет приоритетное право на сохранение рабочих мест в особый период, и их гарантированно сохранят на время призыва.
«Законопроектом не предусмотрена компенсация, – констатирует Р. Кравец. – Например, вы единственный или основной кормилец в семье, зарабатываете, предположим, 30 тыс. грн. Вас призывают, и будут платить 6-7 тыс. грн. Кто компенсирует разницу? А уничтожение бизнеса? Ведь немало резервистов являются собственниками предприятий. Никаких социальных гарантий и вариантов защиты этот законопроект не предоставляет».
Законопроект, как указано в пояснительной записке к нему, должен усовершенствовать организационно-правовые основания комплектации ВСУ. Если перевести на понятный язык, то армии нужны опытные бойцы. Эксперты в военной сфере не раз указывали на кадровый голод, а также на то, что нормально и правильно сделать все, чтобы в экстренном порядке пополнить ряды защитников. Но в течение шести лет особого периода возложить это на плечи резервистов первой очереди в таком объеме никто не решался. Теперь президент неожиданно дозрел. Директор Украинского института политики Руслан Бортник говорит, что главнокомандующему пришлось проявлять инициативу, чтобы ее у него не перехватили.
«Одна составляющая – армия рано или поздно вернется к профессиональной основе, и призывников не будет. Необходимо будет обеспечивать кадровый резерв в случае боевых действий, увеличения численности ВСУ. Другая составляющая — правая часть политсил носилась с идеей резервной армии, военно-политические образования на базе ветеранских движений, которые должны иметь особые права на ношение оружия. Условно, общественная армия под влиянием правых сил. Мне кажется, что законопроект, который мы видим – это попытка реализовать несколько идей, – поясняет эксперт. – Создать систему для ветеранов, дать им возможность оставаться частью армии. С другой стороны, сейчас решается, какой должна быть армия в будущем: профессиональной, полупрофессиональной. Электоральный аспект важен, но еще более важный — военно-политический. Эту тему активно эксплуатирует «Европейская солидарность», правые политические движения. Поэтому власти пришлось что-то делать».
Важно
Какие резервисты не подлежат призыву?
Законопроектом предусмотрены 11 оснований, по которым резервист не подлежит призыву. Среди них превышение граничного возраста, результат медосмотра, человек уже отслужил положенный срок по призыву в особый период и прошло меньше года после этого, резервист содержит трех и больше несовершеннолетних детей, ребенка с инвалидностью, потерял близкого родственника в АТО, проходит обучение в вузе, ведет научную или преподавательскую деятельность.
В большинстве случаев резервисты по собственному желанию все же могут пойти на службу по призыву. Но есть исключения, и среди них – народные депутаты. Такие резервисты и призыву не подлежат, и пойти на службу по собственному желанию не могут.
Кстати
Жилье и кредиты: планы меняются
В данный момент законом о соцгарантиях военнослужащих предусмотрено, что они не платят проценты по кредитам и освобождены от уплаты штрафов и пени по обязательствам до окончания особого периода. Для военнообязанных и резервистов — на время их мобилизации. Но готовятся поправки. Военнослужащим, призванным по мобилизации, призванным на особый период резервистам, военнослужащим, которые служат в Донецкой и Луганской областях и сдерживают агрессию, льготный период ограничат только временем их участия во всех этих мероприятиях.
Кроме того, если сейчас уволенные в запас остаются в очереди на получение жилья или на компенсацию его стоимости, то поправками предусмотрено такое право только для тех, у кого выслуга не меньше 20 лет.
Анна Коваленко, АиФ